Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Поиски нравственного идеала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Поиски нравственного идеала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»

И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
И. Кант
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет человека поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И скорее всего никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство — это плохо, а помощь ближнему — хорошо. Добро, по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие, и каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе представления каждого человека — так называемый нравственный идеал, достичь которого невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве — его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу.
Вопросы о добре и зле — вечные вопросы философии — не могли не найти отражения в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако Л. Н. Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном идеале. И весь мир романа действует по его законам.
Л. Н. Толстой представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту «другую, лучшую» любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». К таким выводам приходит Пьер Безухов, один из любимых героев Л. Н. Толстого, точнее, не приходит, а «кто-то говорит ему эти мысли».
Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, он обретает иную, духовную: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу!» «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою. Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его». Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению.
В плену Безухов испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни героя оказалась встреча с Платоном Каратаевым — таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев — «олицетворение всего русского, доброго и круглого»: «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами». Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, — вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.
Другой любимый герой Л. Н. Толстого, Андрей Болконский, так же как и Пьер, приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера — гордость — одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его — постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но желание славы для князя Андрея — желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь, участие в кампании 1805—1807 годов, Аустер- лицкое сражение, помолвка с Наташей, Отечественная война, — все они оказали свое влияние на князя Андрея. Но прежде, чем прийти к «правильному» мироощущению, ему приходится пережить ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина — своего врага, которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он «увидал врага своего и все- таки полюбил его». Он «испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета».
«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех его проявлениях» — вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит всех своих любимых героев.
Наташа Ростова — самый яркий женский образ романа — всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру — ее неотъемлемая часть. Поэтому Л. Н. Толстой, скорее, не ее приводит к этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
В соответствии с основами своего мировоззрения, Л. Н. Толстой сближает любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому — прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. Наташа «умела понять все то, что было во всяком русском человеке». А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский балаган и остался с солдатами, где все те качества, так мешавшие ему в свете: «сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота», — «давали ему положение почти героя». В эпилоге Пьер говорит: «Мы только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности». Здесь «мысль народная» выходит на высшую ступень — общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам зла. И это высшая точка нравственных поисков всех героев романа. Это идеал самого Л. Н. Толстого.