Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Поэма «Мертвые души» Смысл названия

Сочинение на тему «Поэма «Мертвые души» Смысл названия»

Известен тот факт, что сюжет поэмы подсказал
Гоголю Пушкин, но также известно, что при чтении Гоголем
первой главы Пушкин становился все мрачнее и мрачнее.
И как давно замечено в критике, название «Мертвые души» имеет
двойственное значение. Главный герой по сюжету скупает умерших
крестьян, которые числятся живыми по ревизской сказке (реестру
душ). И второе значение названия — это омертвение души человеческой,
превращение ее в мертвую душу. И в самом названии соединено
несоединимое (душа вечно живая). Поэма тоже имеет два плана,
два уровня: физический (авантюра Чичикова, галереи помещиков
и чиновников) и духовный. Духовный план раскрыт в предсмертной
записке Гоголя: «Будьте не мертвые, а живые души». Проблему
пошлости, основную проблему поэмы, Гоголь рассматривал
как религиозную, он писал об этом в «Выбранных местах…»:
«Это свойство выступило с большой силой в «Мертвых душах».
«Мертвые души» не потому так испугали Россию и произвели такой
шум внутри ее, чтобы они раскрыли какие-нибудь ее раны или внутренние
болезни, и не потому также, чтобы представили потрясающие
картины торжествующего зла и страждущей невинности. Ничуть не
бывало. Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только добрую черту
любому из них, читатель бы помирился с ними всеми. Но пошлость
всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим
следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного
явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести
дух бедному читателю и что по прочтенье всей книги кажется, как
бы точно вышел из какого-то душного погреба на Божий свет. Мне
бы скорей простили, если бы я выставил известных извергов; но
пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность
более, чем его пороки и недостатки».
Поэма Гоголя вызвала скандал. Толстой-Американец предложил
даже выслать Гоголя в Сибирь, в кандалах. Но были и горячие восторженные
похвалы от критиков (В. Белинского, К. Аксакова, Плетнева,
Шевырева, Герцена).
Идея произведения. Зачем же Гоголь явил миру кунсткамеру
уродов? Цель была та же, что и у «Ревизора»: обратить внимание
каждого человека на себя, как это сделал сам Гоголь, признаваясь в том,
что каждую человеческую черту, доведенную до абсурда, он брал
у себя. Он хотел таким образом искоренить свои пороки.
Размах гоголевской поэмы грандиозен. Россия представлена со
всех сторон, она явилась читателю «через зримые слезы сквозь смех».
Гоголь посмеялся над всем пошлым и уродливым, что есть в человеке
и во всей России, но грустно и тяжко было ему от этого смеха.
Было задумано три тома. Первый том являет нам всю «тину мелочей
», главного героя Чичикова, человека средней руки, и самого автора.
Второй и третий том должны были показать «возрождение» героя.
От второго тома осталось всего несколько глав, атретьего тома нет вообще.
Художественное пространство «Мертвых душ»
Прежде чем приступить к прочтению каждой главы, а их всего 11,
необходимо бросить взгляд сверху, увидеть панорамным зрением всю
картину, т. е. необходимо увидеть всю поэму целиком. Существует
такое понятие, как «художественное пространство» произведения.
Есть жизненное пространство, на котором умещается как частная
жизнь, так и жизнь страны или даже целого мира, а есть пространство,
созданное воображением художника, на котором размещаются
художественные образы, их внутренний мир, а также и те места, куда
заносит воображение писателя, необходимое для реализации той или
иной идеи, другими словами, идея произведения организует художественное
пространство.
Идея «Мертвых душ» — показать всю Россию хотя бы с одного боку.
Вот эта идея и организовала художественное пространство поэмы.
По мысли Ю. М. Лотмана, дорога становится универсальной формой
организации художественного пространства в «Мертвых душах».
И с появлением образа дороги появляется и идея пути как цели для
конкретного человека и для целого человечества. Образ дороги предполагает
линейное пространство, но в художественной структуре
произведения есть еще образы героев, читателей и автора, которые
составляют разное пространство.
Герои — очень приземленные люди, они живут на земле и очень
ограничены в своем видении, т. к. заняты своими мелкими делами,
превращающими их в «мертвые души».
Точка зрения читателя находится где-то наверху: он может все
знать о героях, их прошлом и будущем, наблюдать одновременно
сразу нескольких персонажей. Он может передвигаться в этом
пространстве благодаря авторским словам: «перенесемся в…»,
«посмотрим, что делает…». И Гоголь так определяет различия между
читателем и персонажами: «Читателям легко судить, глядя из своего
покойного угла и верхушки, откуда открыт весь горизонт, на все,
что делается внизу, где человеку виден только близкий предмет».
Автор же — человек пути, т. е. он знает моральный исход, он пророк,
поэтому все, что ни есть на Руси, «обратило» на него «полные ожидания
очи». Он проповедует в бесконечном будущем славу России, придумав
образ птицы-тройки, которая вынесет его на широкую дорогу — путь.
Сюжет «Мертвых душ» — это дорожный сюжет. Катится, катится
по дорогам бесконечной России бричка Чичикова, и каждая остановка
в пути — это приобретение, скупка «мертвых душ». Но посмотрим,
к чему привела Чичикова его авантюра.