1. Предыстория замысла поэмы «Мертвые души».
2. Образ бесхозяйственного мечтателя Манилова.
3. «Дубинноголовая» Коробочка.
4. Прожигатель жизни Ноздрев.
5. «Чертов кулак» Собакевич».
6. Плюшкин — «прореха на человечестве».
По собственному признанию Н. В. Гоголя, сюжет «Мертвых душ» ему предложил А. С. Пушкин. Изначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как грандиозное произведение в трех томах, в котором была бы представлена панорама русской жизни, выведены типичные характеры. Однако второй том автор сжег, сохранилось лишь несколько глав, а третий никогда не был написан. Во втором и третьем томе Гоголь предполагал показать образы положительных героев, а также нравственное перерождение Чичикова, главного героя поэмы «Мертвые души». Однако нужно иметь в виду, что найти в реальной жизни типичного положительного героя практически невозможно. На общем фоне он будет выглядеть исключением, а не распространенным явлением. Те положительные герои, образы которых представлены в сохранившихся главах второго тома «Мертвых душ», едва ли можно счесть типичными представителями своей среды. Что же касается образов помещиков, представленных в первом томе поэмы, то они весьма убедительны несмотря на кажущуюся гротескность.
Первым в этой веренице образов выведен помещик Манилов. Описывая его, Гоголь отмечает мимоходом, как нелегко правдиво изобразить подобного субъекта, в котором разглядеть индивидуальность весьма проблематично. Автор указывает на такую особенность Манилова, как слащавость: «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…». Эта слащавость проявляется и в поведении, и в речах Манилова. Желая быть любезным и пропустить гостя вперед, он затевает дурацкий спор на эту тему. В конце концов он и Чичиков самым комичным образом протискиваются в дверь одновременно. Манилов обращается со своими крестьянами довольно мягко, но не столько от доброты, сколь от лени и безразличия к тому, что творится в его хозяйстве. Этот помещик толком не знает, сколько крестьян умерло за последнее время, какие работы ведутся в имении. У Манилова отсутствуют какие-либо интересы, которые поглощали бы его время и внимание. Его любимое занятие — бесплодные размышления: «…если бы вдруг от дома провести подземный ход, или через пруд выстроить каменный мост…». Гоголь довольно метко охарактеризовал Манилова: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Помещица Коробочка, в отличие от Манилова, дама хозяйственная и расчетливая. В ее деревне заметны явные признаки достатка и оживленной деятельности. Однако как ограничен круг ее интересов! Главное опасение Коробочки состоит в том, чтобы не продешевить. Тупость помещицы простирается до того, что она всерьез намеревается спросить о ценах на «мертвые души» у купцов, которые приезжают в ее село за продуктами. А уж ее предположение, что «мертвые души» «может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся», разумеется, потрясает до глубины души!
За Коробочкой следует еще один яркий типаж — помещик Ноздрев, кутила, мот и пьяница. Этот человек через пять минут уже со всяким вел себя фамильярно, словно со старинным приятелем. В карты он играл нечестно, за что его нередко били, но он нисколько из-за этого не огорчался и при встрече с поколотившими его приятелями вел себя так, словно ничего особенного не произошло. Постоянные «приключения» — норма для Ноздрева:«. ..или выведут его из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Вранье для этого человека также 8 порядке вещей, причем врал он без какой-либо необходимости, нередко полнейшую чепуху, в которую никто не поверит, например, «что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти».
Гоголь отметил и еще одну, крайне неприятную особенность подобного типажа: «Есть люди, имеющие’ страстишку нагадить ближнему иногда вовсе без всякой причины… Такую же странную страсть имел и Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретить с вами, он обходился вновь по-дружески…».
На свое хозяйство и на воспитание двоих малолетних детей Ноздрев не обращает никакого внимания; порядок у него только на псарне, и среди собак он чувствует себя почти «отцом семейства». Гоголь показывает нам самодурство Ноздрева во всей красе: видя, что Чичиков не хочет играть с ним, Ноздрев уже собрался побить его, и лишь счастливая случайность спасла Чичикова от расправы.
Не менее колоритен и Собакевич: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь, и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Аппетит у Собакевича под стать его медвежьей наружности и за обеденными столом, и в делах, связанных с возможностью наживы. В отличие от Манилова, охотно расхваливающего всех своих знакомых, Собакевич бранит всех и вся. Он сразу понимает окольные речи Чичикова о мертвых душах и выражает готовность их продать, не проявляя ни удивления, ни колебаний. Но уж и торгуется он до последнего, так, как торговался бы, продавая любой другой, обыкновенный, товар.
Гоголь указывает на типичность характера Собакевича, который с одинаковым успехом мог бы быть и крупным чиновником. Крестьян он не притесняет, потому что это противоречило бы его интересам, ведь они его собственность, а какой же хороший хозяин станет портить свое имущество? А будь у такого человека в подчинении чиновники, он бы их «сильно пощелкивал» — они-то не его собственность! «Неладно скроен, да крепко сшит» — вот каков Собакевич. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного кощея, где-то за горами…». Завершает галерею «мертвых душ» Плюшкин, богатый помещик, владелец восьмиста душ. Однако выглядит он так, что «если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». У Плюшкина страх продешевить дошел до такой степени, что он не соглашался продавать продукты и изделия по тем ценам, которые ему предлагали; в результате все гниет и портится. Внимание Плюшкина обращено на мелочи, причем эта страсть доходит до абсурда: он тащит в дом всякий мусор, в то время как огромные груды добра превращаются в пыль в его кладовых.
Таковы образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души». Это название не случайно: «мертвые души» — это не только умершие крестьяне, которые юридически еще считаются живыми. «Мертвые души» — это живые люди, которые, по словам Христа, похожи на гробы, побеленные снаружи, а внутри полные всякой мерзости. А человеческие типы, представленные Гоголем, именно таковы — ведь они лишены каких-либо духовных интересов и стремлений.