Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в «Мертвых душах», и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина.
Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обращает внимание на прочность, добротность, основательность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором безнадежно проигрывает последний: запланированные окна заколочены, без всякой симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми пристройками — все подчинено удобству и практичности. Зато сложены строения из прочнейших бревен, даже колодец из вековых деревьев, которые идут «только на корабли». И в доме каждая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит: «и я Собакевич». Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню обеда под стать Собакевичу — прижимистому, хитрому, рачительному хозяину.