Брат и сестра Гаев и Раневская — образованные, воспитанные люди, обладающие развитым чувством прекрасного и душевной красотой, стремящиеся сделать этот мир лучше — и начисто лишённые представлений о реальном мире, практичности и ответственности. Именно это привело к тому, что их родовое имение должно пойти с молотка в счёт уплаты долгов, и именно поэтому же брат с сестрой отказываются от предложения отдать свою землю в аренду и получить хорошую прибыль: “Дачи и дачники — это так пошло”.
Они с особым чувством относятся к вишнёвому саду — месту, где прошли их детство и юность: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось» — восхищается Раневская. Вернувшись домой, она вновь оживает, и чувствует себя полной сил и счастливой: «О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод…» Остановимся на характерах героев поподробнее. Любовь Андреевна — любимица и родных, и слуг, для каждого у неё найдётся доброе слово, она очень возвышенна и ранима: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала… Однако же, надо пить кофе». Каков контраст? Как говорится, любовь к родине — это хорошо, но свои собственные желания — всегда важнее. То же самое — при известии о смерти няни: «Да, царство небесное. Мне писали». Поразительное сочетание чувствительности и легкомысленности в характере Раневской не устают нас удивлять. Гаев — большой ребёнок, не приспособленный к реальной жизни.
Он клянётся сохранить родовое имение, но не ищет реальные способы, как это можно сделать. Он надеется то на наследство тёти из Ярославля, то на богатого жениха Ани, то на то, что торги просто не состоятся, и всё как-то утрясётся само собой. Неудивительно, что их с сестрой старания спаси вишнёвый сад так и окончились лишь планами и сотрясанием воздуха. «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких не деловых, странных, я еще не встречал» — говорит Лопахин. Остро берёт за душу последняя сцена пьесы. Раневская и Гаев, оставшись одни, «бросаются на шею друг другу и рыдают». В отчаянии, Гаев повторяет лишь: «Сестра моя, сестра моя!» Что теперь их ждёт? Вряд ли светлое будущее — помочь им некому, денег не осталось, а работать они не умеют и не могут. Но особенно жаль погубленный вишневый сад — символ их счастья, молодости, и всего самого прекрасного, что теперь осталось у них лишь в прошлом.