Боже мой, как грустна наша Россия!
А. С. Пушкин
Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусов-ского общества у Грибоедова Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получалось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца чичиковы, ма-ниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.
Герои поэмы «Мертвые души» поистине кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характерное для России. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться. Долг помещика — организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. «Маниловщина», если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бю-рократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал «первому помещику России» — Николаю I.
А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову! Именно поэтому, читая «Мертвые души», мы смотрим на этого героя, как на «знакомого незнакомца».
Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку. Она не имеет претензий на высокую культуру, не предастся пустым фантазиям, как Манилов. Все ее мысли и желания вертятся вбкруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку «дубипоголовой». Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие коробочки встречаются очень часто. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему.
Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходится без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». По оценке Чичикова, Ноздрев — «дрянь»,
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, — хозяйственный человек (что вовсе не является одной из его привлекательных черт). Он хитрый пройдоха Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедве-дила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограниченны. Цель его жизни это материально** обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
Другим героем «Mepтвых душ» является Плюшкин, «венчающий» галерею губернских помещиков. «Прореха на человечестве» — так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличим. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам «знакомым незнакомцем».
Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе. Гоголь показывает, как у Чичикова развилось умение приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам «знакомым незнакомцем», ведь и сейчас жизненной философией многих наших «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Многие считают, если «прямой дорогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик».
Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве мы не можем с полной уверенностью утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», — писал сам Гоголь.
Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Почему же Гоголь сумел так точно подметить человеческие черты, которые леи вы и в наших современниках? Да просто потому, что у русского человека есть неистребимые изъяны, которые существовали задолго до Гоголя, и будут существовать, наверное, пока существует Россия. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются чёловеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и по сей день.