И в грязи человек бывает чище того, кто в шелках гуляет.
М. Горький
Люди бывают сильные и слабые. Одни живут, объективно оценивая свои и чужие возможности, полностью сознавая все трудности, с готовностью преодолевая любые преграды на своем пути. Они видят реальные цели, и потому любые препятствия им нипочем.
Другие же не способны существовать под натиском реальности, они уходят от всех проблем в свой иллюзорный мир, сами придумывают себе цель и стремятся к ней, лгут всем и прежде всего себе, что они скоро станут самыми счастливыми, скоро найдут свое сокровище, скоро попадут в ту замечательную землю, о которой знают только они, — и верят в свою ложь. Именно таких людей я считаю сильными. Они настолько богаты духовно, что не обращают внимания на огромный реальный мир, они способны сотворить для себя мир иной, новый, чистый, мир добра и счастья, мир согласия. Они живут в этом мире, они живут этим миром, даже если окружающие считают их сумасшедшими. Эти люди способны перенести любые страдания, любые жизненные трудности, лишь бы уберечь свою драгоценную ношу, свою хрупкую, хрустальную мечту. Это люди, способные поверить даже не в слово, а в мысль, в свой собственный сон настолько, что будут верны ему всю жизнь как единственной святой правде.
Есть такие люди и среди персонажей пьесы М. Горького «На дне». Среди грязи материальной и духовной, среди клопов-кро- вососов и людей-кровопийц, среди пьяниц, мерзавцев, убийц и нищих эти люди сохранили в своей душе кристально чистый мир, подобно тому, как в земле, в толще угольных столбов, хранятся еще никому не известные алмазные копи.
К таким людям относится Настя. В приличном обществе ее называют «падшей женщиной». Но на самом деле она не падшая, а парящая. Она порхает в своем мире Раулей и Гастонов, мечтает о вечной любви, побеждающей смерть, и верит в то, что у нее была или еще будет эта любовь. Настя хочет, чтобы другие верили в ее сон, но никого не пускает в свой мир, потому что боится, что он рухнет от грубого прикосновения правды.
С появлением в ночлежке Луки еще у нескольких «бывших людей» появилась вера в лучшую жизнь. Лука следует принципу «ложь во спасение». Не можешь жить в этом мире — создай свой. Анна и Актер его создали. Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились ее страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо лучше земной, что Рай существует. И она поверила, что потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, уходит после смерти именно в тот мир, в который верила.
Лука изменил и жизнь Актера. Он лишь рассказал ему о бесплатной лечебнице для алкоголиков, а Актер уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению. Ему было все равно, где эта лечебница, он твердо верил, что найдет ее. Но он не смог оградить свою мечту от реальности, и наступило трагическое прозрение.
Сатин ни о чем не мечтал, не строил воздушных замков, и ему казалось неправильным, что это делают другие. Актер же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым страшным образом. Мечта Актера умерла, его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его не хотела возвращаться из чистого мира в грязную, темную, жалкую ночлежку.
Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснешься, этот мир останется у тебя в сердце. И каждый человек должен решить сам, чем ему жить — правдой или ложью, реальностью или мечтой. Только всегда надо уважать выбор другого.