Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ 1-го действия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»)

Сочинение на тему «Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ 1-го действия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»)»

Драматургия А. П. Чехова была новаторской и по содержанию,
и по форме. Изображая будничную жизнь «средних» людей, их повседневные
занятия и разговоры, Чехов удивительно точно передавал
ощущение исторической эпохи.
В своем последнем крупном произведении, пьесе «Вишневый
сад», писатель показал конец дворянского периода в истории России.
На смену вековому помещичьему укладу шел капитализм, страну
ожидали тяжелые социальные потрясения. Чехов не дожил до
первой русской революции 1905 года, но в его последней пьесе
отчетливо ощущаются надвигающиеся перемены, герои теряют чувство
стабильности своего существования. Писатель определил жанр
«Вишневого сада» как комедию, настаивал на этом, несмотря на достаточно
драматическое содержание пьесы. Попытаемся выявить
особенности произведения на примере первого действия.
Начало комедии представляет собой сцену приезда Раневской
и Гаева в свое имение. О Раневской мы узнаем вначале из монолога
купца Лопахина. Он называет ее «легким, простым человеком».
Хозяйка имения давно не была дома, она плачет от радости и умиления,
переступив родной порог, сентиментально восклицает: «Детская,
милая моя, прекрасная комната…» Видно, что Раневская очень чувствительна,
она с легкостью переходит от слез к радости. Героиня
жалуется на расшатанные нервы. Мы узнаем о ее несчастной личной
жизни: шесть лет назад умер муж, затем утонул сын, Раневская
уехала в Париж, сошлась с непорядочным человеком, который ее
окончательно разорил. Аня ездила за матерью в Париж и нашла ее
там в крайне жалкой, неуютной обстановке. Раневская вернулась
в Россию, потому что имение с огромным вишневым садом выставляется
на торги из-за долгов. Раневская словно не понимает своего
положения: Аня жалуется на ее нелепую расточительность. Сразу
становится ясно, что Раневская не способна спасти имение.
Ее брат, Гаев, в 51 год — большой, избалованный ребенок. Видно,
что большую часть времени он проводит за бильярдом, так что даже
в обычном разговоре постоянно произносит не к месту игровые
термины. Старый слуга Фирс до сих пор следит, чтобы барин правильно
оделся. Гаев гордо называет себя «человек восьмидесятых годов»,
однако его юношеские увлечения прогрессивными идеями выродились
в какую-то самопародию. Гаев обращается с пламенной речью
к …книжному шкафу, клянется честью в том, что не допустит аукциона,
но слова его абсолютно не подкреплены делом.
Практичный Лопахин предлагает реальный способ спасти имение:
необходимо вырубить старый, бесполезный сад и сдать участки
в аренду дачникам. Владельцы имения не понимают его. «Извините,
какая чепуха!» — восклицает Гаев. Раневская заявляет, что Лопахин
ничего не понимает: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное,
даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
У Гаева и Раневской с садом связаны счастливые воспоминания детства,
вся история их семьи. Они не могут пожертвовать садом ради
уплаты долгов, хотя спасти его тоже не в силах. Лопахин и хозяева
по-разному смотрят на сад: купец — с точки зрения практической
пользы, а помещики видят в нем лучшую часть своей души.
Не надо забывать, что Лопахин бегал по имению дворовым мальчишкой.
Он без жалости готов разрушить старую усадьбу, вырубить
деревья, потому что они напоминают ему о прошлом, когда его предки
были крепостными. Уничтожив сад, Лопахин символически уничтожит
следы своего рабского прошлого. Чехов рисует Лопахина человеком
по-своему благородным. Купец очень занят, он постоянно
спешит, но все-таки находит время, чтобы встретить Раневскую
и предложить ей способ выплаты долгов. Лопахин с большой симпатией
относится к своей бывшей хозяйке, искренне хочет помочь
и не понимает, почему Раневская и Гаев бездействуют.
Последним из героев в 1-м действии появляется Петя Трофимов.
Как и предполагала Варя, его появление расстраивает Раневскую:
Трофимов был учителем ее погибшего сына. Раневская поражается
тому, как постарел Петя за прошедшие годы. Трофимов шутит, что
в поезде его обозвали «облезлый барин». Петя не закончил обучения.
«Должно быть, я буду вечным студентом», — говорит он. Не имея
возможности прямо заявить о революционных взглядах героя, Чехов
прозрачно намекает на то, что Трофимов недоучился из-за преследований
властей.
Второстепенные персонажи пародийно отражают черты главных
героев, подчеркивают всеобщую неуверенность, бесприютность.
Дуняша изображает чувствительную барыньку, готовую упасть в
обморок. Лакей Раневской Яша разбаловался и обнаглел у своей
безвольной хозяйки. Варя справедливо называет его подлецом: Яша
даже не хочет повидать старую мать. Недалекая Дуняша очарована
европейским видом Яши, не замечая его пошлости и эгоизма. Второго
ее поклонника, Епиходова, называют «двадцать два несчастья».
С ним вечно случаются неприятности. Речь Епиходова вызывает смех
из-за претензии малообразованного человека говорить «культурно».
Разорившийся помещик Симеонов — Пищик охотно играет роль шута
и без всякого стеснения выпрашивает якобы взаймы деньги. Шарлотта
— гувернантка Ани, но все ее способности исчерпываются
показом фокусов. Старый Фирс пытается хлопотать по хозяйству,
ухаживать за господами, хотя это ему уже не по силам. Он живое
воспоминание о былых временах, когда сад давал обильный урожай
и барин на лошадях в Париж ездил. Любимое словечко Фирса — «недотепа
» — вполне относится ко всем героям.
Итак, в 1-м действии происходит завязка сюжета: имение идет
на торги, и Лопахин предлагает вырубить вишневый сад для сдачи
земли в аренду. Однако конфликта между героями не происходит.
Раневская и Гаев не пытаются спасти имение, Лопахин не спешит
покупать его. Новаторство Чехова состоит в создании нового содержательного
слоя в пьесе — подтекста. Главный конфликт связан
не с продажей имения, а с исторической эпохой. «Вишневый сад» —
пьеса о закате дворянского «века» русской истории и о начале нового
периода, полного социальных катаклизмов. Вневременное значение
комедии в том, что Чехов психологически точно показал разъединенность
людей, их неспособность понимать друг друга. Уже в 1-м
действии обрисованы характеры героев. Писатель избегает прямолинейности
и однозначности: герои Чехова — сложные, живые характеры.
Комедийный элемент в пьесу вносят прежде всего второстепенные
персонажи, так что произведение можно назвать лирической
комедией. Красивый, но ставший бесполезным вишневый сад
олицетворяет уходящую дворянскую эпоху.