Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения.

По стилевой манере воссоздания картин природы можно судить об отношении автора к своим героям и о его взглядах на природу, ее роль в жизни общества и человека. Ярким примером может служить Л.Н.Толстой. Как человек духовно близкий к народу, художник не мог не отразить в своих книгах и народную точку зрения, хотя сам писатель мыслит, несомненно, масштабнее, шире, историчнее, у него более глубокое, чем у народа, понимание природы, ее роли в жизни человека. Природа для Толстого — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он — высшее существо в природе, но он не превзошел ее. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важнейших характеристик героев Толстого всегда бывает их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы, например, ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну LLJepep, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Эти люди не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно нищие, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то фальшиво и пошло. В роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию».

Иначе воспринимают природу любимые герои Толстого, близкие к идеалу писателя — «естественному человеку». Это люди духовно красивые, непрерывно ищущие, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, диалектику души этих героев Толстой раскрывает с помощью их близости к природе.

Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются и в отношении героини к родной природе. Как привлекательна она, восхищенная красотой весенней лунной ночи, страстно желающая улететь в далекое, высокое небо! Как взволнованно, искренне пыталась передать она князю Андрею то «страстно-поэтическое» ощущение, которое испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника! (Об этом вспоминает князь Андрей перед Бородинским сражением).

Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее. Так, раненный на Аустерлицком поле князь Андрей, открыв глаза, увидел над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками». И это небо по-новому открыло для героя жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что есть нечто более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» — вечный мир природы, естественная жизнь человека. Небо Аустерлица стало для Болконского символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ проходит через всю жизнь героя.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета. Природа часто помогает и самому герою уяснить свое состояние, разобраться в «путанице… мыслей и надежд», ибо именно у нее учится человек. Олицетворением высшей мудрости выступает природа в сценах встречи князя Андрея с дубом по дороге в Отрадное и на обратном пути. Андрей Болконский едет в Отрадное в состоянии душевного кризиса, и его мрачные мысли о жизни усиливает, дополняет дуб, уродливый и сердитый. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, а «руки», «пальцы», «старые болячки». Дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князю Андрею кажется, что этот дуб говорит, и слова, которые он произносит, полностью совпадают с его мыслями, «безнадежными, но грустно-приятными». В ином, радостно-возбужденном состоянии возвращается герой из имения Ростовых. И его новое состояние возвращения к жизни после тяжелого душевного кризиса оттеняется уже расцветшим дубом. Князь Андрей смотрит на этот дуб, и «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» одолевает его.

Психологическая функция пейзажа у Толстого главная. Это и понятно: Толстого-психолога интересовала прежде всего внутренняя жизнь человека, путь его духовного развития, ведущий к нравственному идеалу. Но вместе с тем «Война и мир» — роман-эпопея, повествующий о грандиозных, знаменательных событиях из истории нашего народа. И в их освещении важнейшую роль играет пейзаж.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Но значение картины природы здесь не ограничено этой внешней функцией. Оно неизмеримо глубже и значительнее. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны или сражения, отражает точку зрения автора на происходящее.

Высокое небо над Аустерлицким полем, которое увидел князь Андрей, убедило его в несправедливости, жестокости войны. Картина этого неба выражает точку зрения автора, противника всяких войн и насилия. Но, будучи противником войны как явления, противоестественного человеческой натуре, Толстой тем не менее с глубоким уважением пишет об участии народа в Отечественной войне 1812 года, ибо для него это была война справедливая, необходимая для защиты Родины, а значит, благородная и героическая. Такая оценка автором войны с Наполеоном выражается, в частности, через пейзаж. Так, панорама Бородинского сражения, которую видит Пьер, поражает его «красотою зрелища»: солнце, пронизывающее пространство над Бородинским полем косыми яркими лучами, сливается со всем, что происходит в войсках.

Вся сила негодования Толстого направлена против тех, кто развязывает войны, которые несут миллионам людей разорение, кровь, смерть, поэтому писатель говорит о бесчеловечности войн. И в финальной сцене Бородинской битвы ощущается боль и скорбь автора по поводу нарушения гармонии в природе, вызванного войной, человеческим страданием: над полем, прежде весело красивым, теперь стояла мгла сырости и дыма, пахло селитрой, кровью, стал накрапывать дождик, который, казалось бы, говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Вновь перед читателем природа как олицетворение высшей мудрости.

Таковы в романе основные функции пейзажа, для воссоздания которого Толстой использовал различные приемы. Раскрывая внутренний мир героя, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям героя, или контрастно противопоставлял состояние души героя и природы, чтобы оттенить глубину внутреннего волнения персонажа, его радость или горе.

Например, раскрытию внутреннего мира князя Андрея Болконского помогает прием параллельного изображения природы и душевных переживаний: Андрей счастлив — и небо над ним высоко и прекрасно, жизнь кажется ненужной, пустой — и небо превращается в «низкий, давящий… свод, в котором все… ясно», и нет ничего бесконечного и таинственного. Прием контраста связан с изображением войны: писатель противопоставляет жестокому делу войны мирную жизнь природы, которая дарует радость всему живущему на земле.

Толстой показывает природу как высшее нравственное начало, как высшую мудрость жизни. А потому он не столько воспроизводит зрительный образ, например,неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает. Отсюда психологичность пейзажей Толстого и несколько приподнятый, поэтически-возвышенный стиль изображения.

Писатель говорит о природе, олицетворяя ее, наделяя ее человеческими чертами. Это прием антропоморфизма — важнейшее средство изображения природы в романе. Толстой олицетворяет дуб, встретившийся князю Андрею по дороге в Отрадное, очеловечивает дождик, оплакивающий погибших на Бородинском поле… Автор смотрит на природу как на живое сущство и тем самым помогает читателю яснее разобраться в характерах, в происходящем.

Таким образом, пейзаж призван проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, колоритные, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Изображение лунной ночи в Отрадном и неба Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа. Г.В.Плеханов в статье «Толстой и природа» очень точно отметил, «что Толстой любит природу и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда еще не возвышался, это знает всякий, читавший его сочинения. Природа не описывается, а живет у нашего великого художника». Имя Толстого-пейзажиста стоит в одном ряду с именами великих русских мастеров пейзажа, и, как писал Чехов, «пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут… ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя».

Пояснения к сочинению

В некоторых лирических произведениях пейзаж (романтический и реалистический) составляет их основное содержание, хотя главным, конечно, в лирике выступают мысли и чувства автора, иначе говоря, субъективное мировосприятие лирического героя, выраженное в пейзажной картине. Задача пишущего на тему пейзажной лирики выяснить, какие мысли и чувства проявил автор в той или иной картине природы. Так, В. А. Жуковский в элегическом стихотворении «Море», которое он строит как монолог, обращенный к морю, при виде морской стихии размышляет о «тайнах» природы и выражает чувство беспокойства перед «необъятными» и непонятными для него ее силами. Автор любуется морем, восторгается им («стою очарован над бездной твоей»), В стихотворении используется торжественно-приподнятый поэтический стиль, который создается обращениями, риторическими вопросами, инверсией, оценочными эпитетами, аллитерацией и ассонансами.

Певцом природы справедливо называют Ф. И. Тютчева. Поэт постоянно стремится философски осмыслить и прочувствовать жизнь Вселенной, и в то же время ему свойственно живое и непосредственное отношение к природе («О чем ты воешь, ветр ночной?», «В небе тают облака…», «Осенний вечер»). В стихотворении «Весенние воды» дан образ молодой весны: с одной стороны, конкретно-чувственный, передающий такую яркую, зримую, реальную примету, как таяние снега, разлив вод. Вешние воды — «гонцы» весны. Их шум создается активными глаголами: «бегут», «блещут», «шумят», «гласят…» Наступление весны дано у Тютчева в движении, в звуках, красках, в свете. С другой стороны, образ молодой весны — сказочный, фантастический, идущий от устного народного творчества. Художник поэтизирует весну, создает атмосферу праздничности, приподнятости, необычности происходящего в природе. В основе всей образной системы Тютчева лежит присущее ему романтическое представление о всеобщей одушевленности природы. И в этом стихотворении молодая весна, ее гонцы открывают мир авторских чувств, его видение природы, отношение к ней. Возникает народное, песенно-сказочное представление о весне. Великолепный пейзажист, Тютчев, мастер слова, помогает нам постигать красоту земли и красоту человеческой души, приобщает нас одновременно к эстетическим и нравственным ценностям.

При всей конкретности описания природы у А. А. Фета оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства. Поэт обычно строит стихотворение так, что вначале дается пейзаж — зримая картина природы, которая передается точными красочными деталями и проникнута определенным настроением, а в конце выражается лирическое чувство автора, раскрывается его внутренний мир («Сияла ночь. Луной был полон сад», «Облаком волнистым…», «Я пришел к тебе с приветом», «Горное ущелье»). Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» начинается с описания летней ночи, которая сменяется рассветом, появлением первых лучей солнца, и в отношениях между влюбленными наступает ясность, умиротворение (действие развивается параллельно между людьми и в природе). Заканчивается стихотворение наступлением «зари», символизирующей начало нового дня жизни природы и человека.

В природе, с ее «всемогущей» и «бессознательною силой», Фет видит источник обновления измученной души человека, целительное начало. Поэт подмечает многие детали, которые придают нарисованной картине предельную конкретность, объективность, выразительность, многосторонность, национальный колорит (Фет — поэт очень русский, глубоко и тонко выразивший русскую природу). При всем этом его стихи удивительно музыкальны (подбор звуков, мелодия стиха и его ритм). Пейзажная лирика Фета учит чувствовать природу.

С поэзией Тютчева, Фета, Есенина во многом перекликается лирика Н. М. Рубцова. Он ощущал «самую жгучую, самую смертную связь» с природой. Для его стихов характерна особая, «космическая» устремленность, проникновенность в тайны русской души («Звезда полей», «Тихая моя родина», «Чудный месяц плывет над рекою…»).