Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> Проблема героя в романах М. Горького

Сочинение на тему «Проблема героя в романах М. Горького»

М. Горький — автор большого прозаического наследия: повестей «Фома Гордеев», «Трое», «Исповедь», «Лето», окуровского цикла «Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина», романов «Мать», «Дело Артамоновых», сборников рассказов «По Руси», «Сказки об Италии», автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», литературных портретов, наконец, романа-эпопеи «Жизнь Клима Самги- на». Художественный мир его густонаселен, многолик, противоречив. Кто же он — истинно горьковский герой?
В произведениях писателя есть образы крестьян, их можно встретить среди «бывших людей», в рассказах о босяках и странниках, романе «Мать». Крестьянство, жизнь деревни становятся предметом пристального исследования в романе «Лето». Но если собрать воедино все, что написано Горьким о крестьянстве, впечатление будет не менее тяжелым, чем после прочтения «Деревни» И.А. Бунина.
Образ жизни и психология мещанского сословия со страшной беспощадностью обнажены в окуровском цикле и автобиографической трилогии. В художественном мире Горького интеллигенция хотя и занимает большое место, но не ей отданы авторские симпатии. Провозглашая торжество разума, писатель много взял от интеллигенции, но он же и обличает «дачников», «детей солнца» за бездеятельность. Ближе ему образ рабочего-революционера, ведущая сила эпохи. Горький впервые создал ярко и глубоко психологический облик рабочего и именно в сфере революционно-преобразующей деятельности («Мещане», «Враги», «Мать»). Он постоянно обличал капитализм, но никакое сословие не было так проникновенно представлено в его творчестве, как купечество, торгово-промышленные предприниматели в лице Гордеевых, Железновых, Артамоновых. И все же любимый горьков- ский герой— бунтарь, протестант, «озорник», который пришел в мир, чтобы «не соглашаться», независимо от социального происхождения. Чтобы лучше понять писателя и его героев, можно обратиться к его автобиографическим произведениям. Вспомним духовные автобиографии JI. Толстого, И. Аксакова, Н. Гарина-Михайловского, А. Толстого. В отличие от предшественников, Горький воссоздает рост самосознания, опыт нравственного мужания человека из демократических низов. Рассмотрим автобиографическую трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты». Путеводителем по ней могут служить горьковские слова:
«Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом, кажется, я даже и думал в формах ее стихов» («В людях», третья глава).
«Книга, дружище, — как хороший сад, где все есть: и приятное, и полезное» («В людях», девятая глава).
«Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде» («Мои университеты»).
«Я почувствовал, что только очень крепко, очень страстно любя человека, можно почерпнуть в этой любви необходимую силу для того, чтоб найти и понять смысл жизни» («Мои университеты»).
«Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек…» («Сторож»),
Вначале перед нами ребенок, живущий эмоциями, не вникающий пока в сущность явлений. В доме деда Каширина Алешу Пешкова захватывает «туман взаимной вражды всех со всеми». Дед, дядя Яков и Михаил, их дети будят в ребенке злое, воспитывают недоверие к людям, агрессивность. Но в Алеше развиваются добрые нравственные качества, растет пытливый интерес к миру, человеку. Важно, что поступки героев «Детства» соотносятся с нормами народной морали, которую в повести представляют прежде всего бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, мастер Григорий, мать.
Бабушка Акулина Ивановна — самый светлый и обаятельный образ «Детства», олицетворение добра, душевной красоты, «мать всем людям». Балахнинская кружевница, мастерица на все руки, с девяти лет начавшая работать, и в доме Кашириных она «от восхода солнца до поздней ночи была занята работой по дому». В минуты опасности Акулина Ивановна не теряет присутствия духа. Например, во время пожара «она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя». В Аку- лине Ивановне развито чувство прекрасного. Она маете- рица не только трудиться, но и плясать, сказывать стихи, чем напоминает некрасовских героинь. Алеша вспоминает: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло добротой, приветливой улыбкой. Откачнувшись в сторону, уступая кому- то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» А как бабушка рассказывает сказки! И в лесу она — «точно хозяйка и родная всему вокруг, — она ходит медведицей, все видит, все хвалит и благодарит». Алеша «привык считать ее существом высшим из всех людей, самым добрым и мудрым на земле…». Нравственные принципы Акулины Ивановны — «жить не для себя, но для других» — мальчик усваивает на всю жизнь. Но автор не идеализирует бабушку. Удивительная человечность сочетается в ней с предрассудками и суеверием. В отличие от бабушки, исповедующей мораль всепрощения и кротости, автобиографический герой складывается как борец, протестующий против несправедливости и несовершенства жизни. И чем взрослее он, тем заметнее в нем элементы критического отношения к миру и пассивной морали Акулины Ивановны.
Горьковский герой формируется в непрестанном взаимодействии со всей народной жизнью — этот вывод еще отчетливее звучит в повести «В людях». Здесь акцент делается на развитие интеллектуального начала в душе подростка. Более осознанная, чем ранее, взаимосвязь с окружающим миром и нравственная активность обнаруживаются в пору службы Алеши «в мальчиках» при обувном магазине, жизнь с бабушкой и «учения» чертежному делу (главы один-четыре). Новый этап в становлении характера подростка — служба на «Добром» и общение с поваром Смурым, «страсть к чтению», обилие жизненных впечатлений, знакомство с десятками новых людей. Благодаря этому чувство бунтарства, духу противления, которые развивались в автобиографическом герое как бы в противовес бабушкиному влиянию, перерастают в недовольство мещанским образом жизни. Общение с денщиками, прачками, солдатами, Королевой Марго, кочегаром Яковым Шумовым помогает Алеше не только осмыслить нравственные уроки чтения, но и подняться на новую ступень в усвоении морального опыта русского народа. Его отношение к окружающим становится все более трезвым и критичным (например, отношения с работниками иконописной мастерской, плотницкой артели). Нравственные принципы, воспринятые мальчиком в детстве, подвергаются коренной переоценке, все активнее развивается аналитическая мысль, рациональное начало.
Юность, по повести «Мои университеты»,— самая сложная и противоречивая пора формирования человеческой личности. В «казанской» части повести исследуются внутренние перемены в характере юноши, благодаря знакомству с идеями народничества. Теперь любовь к людям становится осознанным жизненным принципом Алеши Пешкова. Сомнение в действенности народнической пропаганды, общение с учителем Жоржем, городовым Никифорычем, оказывающими губительное влияние на юношу, приводят его к жестокому кризису, который завершается попыткой самоубийства. Выход из тупика — дружба с Ромасем и его сподвижниками, которые помогают Алеше душевно выпрямиться, поверить в себя, в силу разума. Ромась олицетворяет в повести сознательное преобразующее начало. Именно в деревне Красновидово Алеша Пешков делает следующий шаг в целостном осмыслении мира. Образ автобиографического героя несет в себе мысль о преодолении пассивности и утверждение активной жизненной позиции. И как завещание звучат горьковские слова: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое.и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой ».