Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> Проблема правды и жалости в пьессе М. Горького "На дне"

Сочинение на тему «Проблема правды и жалости в пьессе М. Горького «На дне»»

Ложь — религия рабов
и хозяев… Правда —
бог свободного человека.

М. Горький

Имя М. Горького, большого художника, драматурга, стоит в первом ряду величайших имен русской литературы. Деятельность его относится к смутному периоду в истории России, и это не могло не отразиться на его творчестве. Этого писателя долгое время было принято превозносить, считая гением социалистического реализма, теперь модно его ругать за неправильные социальные и политические идеи, выраженные в его произведениях. Но эти произведения не прожили бы так долго, если бы в них был только социальный смысл.

Вот и пьеса «На дне», написанная перед первой русской революцией 1905 г., говорит о тягостной жизни никому не нужных, опустившихся людей «дна» и о необходимости перемен в обществе, которое вынуждает людей жить такой жизнью. Но это лишь верхний ‘слой проблем, затронутых в пьесе. А если посмотреть глубже, то там окажутся вопросы, интересующие людей всегда, не зависящие от конкретного времени, политической обстановки. В чем смысл жизни? Что есть правда и ложь? И что нужнее человеку — свобода или сочувствие?

Среди героев пьесы — обитателей ночлежки Костылева -каждый имеет свою жизненную философию, которой и оправдывает свое пребывание «на дне». Это Квашня, которой ночлежка дает видимость независимости. Это Барон, который получил возможность хоть здесь чувствовать себя выше других, а также оправдывать свой цинизм и безделье.

Это Настя, утешающаяся выдумками о высокой и чистой любви в своей беспросветной жизни… Но лишь два человека способны стать идеологами и последовательно защитить свою точку зрения. Это Лука и Сатин. Именно их взгляды и противопоставлейы автором.

Все жители ночлежки, таки з разные, объединены одним: они были выкинуты обществом на свалку, но теперь не пытаются выбраться отсюда (за исключением, может быть, Клеща). Они перенесли в новое место обитания все прошлые отношения, принятые в «большом обществе», и это их устраивает. Завязка действия начинается с появления Луки. Между ним и Сатиным никогда не происходит открытых столкновений, споров, но их противостояние ощущают все остальные, все реплики и беседы тяготеют к одному из полюсов. Это становится возможным еще и потому, что Лука, вольно или невольно, становится свидетелем всех ключевых сцен: смерть Анны, спор Барона и Насти, разговор Василия и Василисы, признание Пепла в любви к Наталье. И для любого Лука находит особенные слова, самые верные и нужные в данную минуту. Он утешает и ободряет людей сочувствием, страшный мир не оставляет просвета впереди, а Лука дает веру, надежду на лучшее будущее, что само по себе очень важно в жизни любого человека. Само наличие этой жизнеутверждающей ноты пробуждает в ночлежниках чувство неудовлетворенности жизнью, стремление что-то изменить к лучшему. Пепел собирается уехать с Наташей, Актер хочет найти лечебницу, Настя получает от Луки поддержку в своих фантазиях. Но, породив в людях желание жить лучше, Лука не показывает пути, как нужно изменить жизнь. Его «ложь во спасение» утешительна, она позволяет человеку не презирать себя, но не дает сил для борьбы. Профессиональный утешитель Лука верит, что «человек… все может… Он придумает», но как — на этот вопрос у Луки нет ответа. И когда начинают сказываться результаты проповедей Луки: Василиса обваривает Наташу, Пепел убивает Костылева, — сам Лука исчезает.

И тут на первое место выступает Сатин. Раньше он просто не принимал Луку, недолюбливал его, а теперь он высказывает постулаты своей «веры», прямо противоположные речам Луки. Немного странно слышать от спившегося картежника, бывшего телеграфиста, теперь совсем опустившегося, о том, что «человек — это звучит гордо! Все для человека!» И разве это не перекликается со словами Луки? Но Лука поддерживает человека ложью, а Сатин предлагает ему другого бога — правду. Когда Актер повесился, повторив судьбу человека из рассказа Луки, Сатин говорит: «Дурак! Всю песню испортил!». Что же это за песня? Может быть, это сладкая ложь Луки о светлом далеко? Но тогда почему бы ее не испортить? Или это песня о человеческом достоинстве, пробудившемся даже в Актере, который уже забыл свое имя? По сравнению с этой песней действительность кажется жестокой клеветой на какую-то высшую правду, звучащую в словах Сатина.

Что же важнее для человека — жалость или доверие к его силам, утешительная ложь или жестокая правда? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Появление Луки, его сочувствие к людям пробуждают в них сокровенные желания, мечты; без Луки было бы невозможно само действие в затхлой атмосфере этого «дна» жизни. Без Луки, может быть, и Сатин остался бы просто любителем непонятных красивых слов. Недаром, когда все остальные начинают обвинять Луку за собственные ошибки и слабость, именно его идейный противник Сатин защищает отсутствующего от нападок. Но в то же время Сатин говорит о том, что жизненная позиция Луки, построенная вроде бы на любви к людям, основана на недоверии к ним. С точки зрения Луки, люди не способны выдержать правды и нуждаются во лжи, как в костыле. На деле же разочарование оказывается для человека гораздо большим потрясением, нежели горькая правда. Сатин утверждает, что свободным человек может быть только благодаря правде.

В преддверии назревших социальных перемен эта пьеса имела большой резонанс именно потому, что в ней показывалось, как стремление к свободе растет в самых низших бесправных слоях общества. Даже в ночлежке Костылева поднялся голос в защиту человеческого достоинства. И по прошествии времени пьеса «На дне» все еще занимает умы читателей и зрителей, так как вопрос достижения свободы, как социальной, так и духовной, внутренней, вечен, и каждое поколение обращается к нему и дает свои ответы.