Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Проблематика и герои «Повести о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»

Сочинение на тему «Проблематика и герои «Повести о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»»

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
» относится к раннему творчеству Н. В. Гоголя, когда писатель
создавал произведения на основе родного для него украинского
материала. Повесть входит в сборник «Миргород»: это название
города, в котором происходит действие. В отличие от самых
первых произведений, основанных на фольклоре, полных чудес,
сказочных героев, в «Повести…» Гоголь обратился к реальной действительности.
Вместо прежнего доброго юмора здесь уже часто
звучит злая сатира. В. Г. Белинский так охарактеризовал «Повесть…»:
«Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается
глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется
жизнию».
Сюжет «Повести…» строится на том, что два неразлучных друга
— Иван Иванович и Иван Никифорович — случайно поссорились
и вместо того, чтобы помириться, сделались настоящими врагами.
Жизнь их превратилась в бесконечную борьбу друг с другом, на которую
они тратили все время и силы.
В начале «Повести…» Гоголь подробно описывает героев и сам
недоумевает, как могли поссориться такие замечательные друзья.
Оба они «прекрасные» люди, этот эпитет многократно повторяется,
с обилием восклицательных знаков, и мы начинаем понимать, что
автор расхваливает героев иронически. Вместо действительных
достоинств Гоголь представляет какие-то, по выражению Белинского,
«глупости». Ивана Ивановича автор называет «прекрасным человеком
», потому что у него «отличнейшая бекеша», большой дом с огромным
садом и он очень любит дыни. Детей у него нет, но «откуда-то»
они есть у дворовой девки Гапки. Добрый Иван Иванович всегда
угощает детей кусочками дыни. Доброта его простирается даже на
церковных нищих: он подолгу их расспрашивает о голоде и никогда
не бьет.
Иван Никифорович тоже обладает массой «достоинств». Например,
шаровары у него «в таких широких складках, что если бы раздуть
их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением
». Иван Никифорович не любит далеких прогулок и проводит
дни дома или в саду. Без необходимости он на себя вообще ничего
не надевает и часто принимает ванну, попивая одновременно чай.
Некоторые различия между друзьями есть. Например, Иван Иванович
— «чрезвычайно тонкий человек», а Иван Никифорович может
выразиться грубо. Но в целом они «прекрасные» люди и «лучшие
» друзья.
Таким образом, мы убеждаемся, что Гоголь не расхваливает,
а едко высмеивает героев, у которых положительные качества заменены
бекешами и шароварами. Перед нами два бездельника, лежебоки,
интересы которых ограничиваются едой и комфортом.
В сюжете происходит неожиданная завязка: Иван Иванович просит
подарить ему или обменять на что-нибудь ружье, но Иван Никифорович
упирается. Друзья начинают спорить, и Иван Иванович
обижается на прозвище «гусак». Казалось бы, зачем и тому, и
другому ружье? Ведь они оба люди сугубо мирные, даже город их
называется Миргород. Однако ружье оказалось причиной полного
разрыва между друзьями. Из спора приятелей мы понимаем, что Иван
Никифорович не собирается пользоваться ружьем, которое к тому
же требует починки, но дорожит им и оскорбляется даже предположением,
что ружье можно обменять на свинью. Наверное, в глубине
души лентяя и лежебоки еще не совсем погасла искорка того воинственного,
мятежного духа, который пылал в душах его предков. Ведь
оба смешных героя «Повести…» — потомки казаков, описанных
в героическом произведении Гоголя «Тарас Бульба». Ружье, пусть
даже и сломанное, вывешенное для просушки глупой бабой вместе
с шароварами, напоминает обоим героям, что они тоже казаки — люди
удалые и воинственные. И между лучшими во всем Миргороде друзьями
начинается «война».
Правда, в ход идут не сабли и ружья, а судебные кляузы, но для противников
эта «война» имеет не меньшее значение, чем война для
казаков времен Запорожской Сечи. Борьба становится для обоих
Иванов смыслом жизни, все свои силы и средства тратят они на нее.
Автор подробно повествует о начале этой борьбы, пока она не превратилась
в тоскливую судебную рутину. Каждый из противников
укрепляет оборону своей территории, а Иван Никифорович еще
и выстраивает гусиный хлев у самого забора, явно с оскорбительной
целью. Тогда Иван Иванович под покровом «украинской ночи»
пробирается с пилой в хлев и разрушает его. Конечно, поступки героев
комичны, но автор подчеркивает, что сами они сражаются всерьез.
После разрушения хлева «война» переходит в бумажную стадию.
К полному изумлению всего Миргорода, оба вчерашних приятеля
пишут друг на друга чудовищные жалобы, требуя не больше не меньше,
как заключения противника в тюрьму и отправки его на каторгу
в Сибирь. Ситуация приобретает совершенно абсурдный характер, когда
прошение Ивана Никифоровича неожиданно похищает бурая свинья.
Общество делает различные попытки помирить враждующих
соседей. На ассамблее у городничего это почти удалось сделать. Гоголь
с эпическим размахом описывает городской бал. Однако если
в «Тарасе Бульбе» предметы описания соответствовали героическому
стилю, то в данном рассказе автор изображает брички гостей,
платья и чепцы дам, мнишки в сметане и индейку со сливами.
Во всем этом явно ощущается ирония.
Примирение врагов чуть было не произошло, но в самый решительный
момент Иван Никифорович вновь случайно произнес роковое
словечко «гусак». По выражению автора, все пошло к черту…
В конце «Повести…» приехавший в Миргород повествователь
встречает двух поседевших стариков и с изумлением узнает в них
прежних «замечательных» людей. Каждый из Иванов торопится сообщить
о том, что судебное дело вот-вот решится в его пользу. Автор
рисует безрадостный осенний пейзаж и восклицает: «Скучно на
этом свете, господа!» Гоголю удалось ярко показать измельчание
человека и общества, высмеять нелепых провинциальных обывателей.
Однако за гоголевской сатирой ощущается и более глубокое
чувство автора — его боль за человека, сочувствие к нему, желание,
чтобы мир стал лучше.