Пьеса Горького «На дне» явилась итогом его многолетних наблюдений
над «босяками». Писатель открыл своим современникам
неизвестную сторону жизни. Впервые на сцене появились обитатели
ночлежных домов, жалкие и страшные одновременно. В пьесе отсутствуют
прямые революционные призывы, но вывод напрашивался
сам собой: если общество допускает существование ночлежек, значит,
оно устроено несправедливо и нуждается в решительных переменах.
С трудом удалось добиться разрешения цензуры на постановку
пьесы в Москве. Спектакль имел оглушительный успех, пьеса
не сходит со сцены и по сей день.
Социальный конфликт в произведении происходит между хозяевами
ночлежки и ее обитателями. Содержатель заведения Костылев
наживается на несчастных людях, которых судьба забросила на дно
общества. Он не гнушается ни последним грошем, отобранным
у нищего, ни скупкой краденого, толкая таких, как Пепел, на преступление.
Свои алчность, бессердечие Костылев прикрывает маской
благочестия. Он пускается в ханжеские рассуждения о Боге, требуя
с постояльцев плату. Его жену, Василису, ночлежники называют «лютой
бабой». Ради своих эгоистических интересов она не останавливается
даже перед преступлением. Василиса ревнует любовника
Пепла к своей сестре Наташе, но готова отпустить обоих, даже сулит
денег, если Васька убьет ее мужа, сделав Василису полновластной
хозяйкой ночлежки. Васька — вор, но не хладнокровный убийца. Он
противится преступному замыслу Василисы, мечтает уехать, по совету
странника Луки, в Сибирь и начать новую жизнь. Горький показывает,
что вырваться со «дна» невозможно: не случайность, а закономерность
толкает Ваську на преступление. Он не выдерживает,
когда Костылевы обварили Наташе ноги кипятком, и убивает хозяина.
Смерть — обыденное явление в ночлежке. Жена Клеща Анна лежит
при смерти, а муж почти не обращает на нее внимания. Только
странник Лука пытается успокоить Анну, рисуя ей смерть как отдых
от земных страданий. Ночлежники умерли уже при жизни. Недаром
Сатин заявляет, что на свете нет ничего: ни городов, ни людей. Ночлежники,
по его мнению, живые мертвецы. Когда отчаявшийся вылечиться
от алкоголизма Актер повесился, Сатин реагирует предельно
жестоко: «Испортил песню… дуррак».
Иначе смотрит на мир и на людей странник Лука. Его образ придает
пьесе философское звучание и рождает идейный конфликт между
героями. В ночлежке возникает спор о том, нужна ли человеку
спасительная ложь. Луку нельзя назвать обманщиком. Он не преследует
корыстных целей, а просто жалеет людей, хочет пробудить в них
надежду, подарить мечту, ради которой человек будет стремиться к
новой жизни. Умирающей Анне Лука говорит о ласковом Боге, Настю
успокаивает верой в ее фантазии о любви, Пеплу рисует «золотую
сторону» Сибирь, Наташе советует поверить в хорошие качества Пепла,
Актеру рассказывает о бесплатной больнице для алкоголиков.
Сатин, Бубнов, Барон не желают верить в лучшую жизнь, обвиняют
старика во лжи, но Лука не собирается спорить с ними. Он
считает, что главное, чтобы человек верил во что-то, даже если этого
на самом деле нет. Поучительна история о праведной земле, которую
рассказывает Лука. Ученый доказал человеку, верящему в праведную
землю, что такого места нет. Лишившись веры, человек
повесился. Лука добр, жизненный опыт подсказывает ему, что добро
сильнее зла. Когда на дачу, которую зимой сторожил Лука, забрались
воры, он не застрелил их, а приютил до весны. Лука радуется,
что не прервал чужие жизни, а помог «хорошим мужикам». Созвучны
рассказам Луки стихи, которые декламирует пьяный Актер. Их смысл
сводится к тому, что от безнадежной реальности можно укрыться
только «золотым сном», мечтой, фантазией.
Противником правды выступает Костылев, заявляя, что святые,
праведные люди должны жить отшельниками и таить в себе высшую
мудрость и правду. Для обычных людей истина не нужна, они
не поймут ее.
Не имеют иллюзий Клещ и Бубнов, они знают, что пути со «дна»
нет. Поначалу еще Клещ пытается отгородиться от ночлежников,
заявляя, что он рабочий человек и добьется лучшей жизни. После
похорон Анны оставшийся без слесарных инструментов Клещ становится
типичным ночлежником. Он оставляет свое презрение
к босякам и понимает, что они тоже люди. Клещ не хочет слышать
правды, потому что она безнадежна: впереди нищета и смерть.
Главным идейным противником Луки является Сатин. В финальном
монологе он отдает должное доброте и мудрости Луки, но не
соглашается с его позицией. Сатин считает, что ложь — религия рабов
и хозяев, только слабым необходимы иллюзии. «Правда — Бог свободного
человека!» — говорит Сатин. Он провозглашает, что «человек
— это звучит гордо», хотя сам не надеется вырваться из ночлежки.
Горький не дает однозначного ответа на вопрос о правде. Зрители
и читатели должны сами определить личную позицию в этом споре.
Писатель явно склоняется к точке зрения Сатина: сюжетная логика
убеждает нас в несостоятельности теории спасительной лжи. Никто
из обнадеженных Лукой ночлежников не обрел счастья. Анна хочет
прожить еще хоть денек, несмотря на все страдания. Пепел попадает
в тюрьму, а Наташа исчезает в никуда из больницы. Актер, тщетно
пытавшийся бросить пить, убеждается в безысходности существования
и кончает жить самоубийством.
К сожалению, современная жизнь мало чем отличается от той,
что изобразил в пьесе Горький. Существуют ночлежные дома, по
улицам бродят нищие и бездомные, алчность толкает людей на преступления,
а безнадежность — на самоубийство. Настанет ли время,
когда пьеса Горького будет восприниматься как произведение о том,
что ушло навсегда?