Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»»

«Вишневый сад» — последнее крупное произведение А. П. Чехова.
В нем писатель сумел отразить важнейшие процессы, происходящие
в русском обществе в начале XIX-го века. Многовековая дворянская
эпоха подходила к концу, помещики ощущали, что почва
уходит у них из-под ног. Набирал силу капитализм, но и его представители
не чувствовали себя уверенно. В обществе шло брожение,
среди молодежи были популярны социалистические идеи. Чехов не
дожил до первой русской революции 1905 года, но он удивительно
верно подметил черты переходного периода, когда старое еще окончательно
не ушло, а новое только набирало силу.
Представителями прошлого в пьесе являются прежде всего Раневская
и Гаев, владельцы усадьбы с вишневым садом. Сюжет произведения
строится на том, что усадьбу должны выставить на продажу,
поскольку хозяева не в силах расплатиться с долгами. Раневская
и Гаев — последние осколки когда-то богатого дворянского рода.
Старый слуга Фирс вспоминает времена, когда барин на лошадях
в Париж ездил и сушеную вишню возами отправляли в Москву. Теперь
сад почти не дает урожая, а у Раневской нет денег на билет из
Парижа, так что за ней вынуждена ехать ее дочь Аня. Купец Лопахин,
сын крепостного Гаевых, с сочувствием относится к своим бывшим
«господам». Он предлагает практический выход из ситуации: сад
надо вырубить, разделить на участки, сдавать в аренду дачникам,
и за имение можно будет расплатиться. Но хозяева и слышать об
этом не хотят. Они в один голос заявляют, что Лопахин «ничего не
понимает, ведь «если во всей губернии есть что-нибудь интересное,
даже замечательное, так это… вишневый сад». Лопахин бьется о какую-
то невидимую стену, пытаясь докричаться до владельцев имения,
убедить их, что сад все равно погибнет, но бесполезно. Раневская
и Гаев совершенно не способны на практические действия. Они
что-то говорят о бабушке, которая пришлет деньги, но и сами в это
не верят. Хозяева сада словно заражены смертельной апатией, не
позволяющей им действовать. Они чувствуют, что их время ушло.
«Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом, —
говорит Раневская. — Уж очень много мы грешили…»
Владельцы имения — милые, симпатичные, трогательные люди, но
они абсолютно бесполезны, непрактичны, не способны к труду. Гаев
увлекся в молодости либеральными идеями, но теперь может только
пародировать сам себя, обращаясь с пламенной речью к книжному шкафу.
Под старость он пристрастился к бильярду, так что постоянно не к месту
произносит игровые термины, просто заполняя внутреннюю пустоту.
Фирс до сих пор следит за барином, как за ребенком. Личная жизнь
Раневской несчастна: муж-алкоголик умер, сын утонул, любовник
тянет из нее последние деньги. Раневская сентиментальна, чувствительна,
жалуется на расшатанные нервы, легко начинает плакать.
Она давно в душе простилась с вишневым садом. Ни Гаев, ни Раневская
никогда сами не прикажут вырубить сад, с которым для них
связаны счастливые воспоминания детства.
Купец Лопахин олицетворяет настоящее. Он выбился из низов,
разбогател, но продолжает трудится с утра до вечера, просто не умея
бездельничать. Лопахин не жаден, по-своему добр, до последнего
пытаясь помочь Раневской спасти имение, у него, по словам Трофимова,
«тонкая, нежная душа». Лопахин стыдится своего происхождения,
постоянно вспоминая, что он «мужик мужиком», «только что
богатый». Он не чувствует себя хозяином положения и отгоняет
сомнения вечной работой: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда
мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую
». Особенно ярко внутренняя неуверенность Лопахина проявляется
после покупки имения. Он шумно радуется тому, что стал
хозяином в усадьбе, где бегал дворовым мальчишкой, и вдруг со
слезами говорит Раневской: «О, скорее бы все это прошло, скорее
бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь».
Петя Трофимов считает себя человеком будущего и увлекает идеями
новой жизни наивную Аню. Петя — вечный студент, он явно придерживается
революционно-демократических взглядов и не может
закончить учебу из-за преследований властей. Он беден, неустроен,
после смерти своего воспитанника, сына Раневской, продолжает
приезжать в имение. «Облезлый барин» называет его баба в поезде.
Смешной и нескладный Трофимов поражает Аню своими смелыми,
широкими взглядами на жизнь. Он не жалеет сада, в котором мучили
крепостных, и заявляет: «Вся Россия наш сад». Аня и Трофимов
направлены в будущее и с радостью покидают «старую жизнь».
Чехов стремится к объективности и не отдает предпочтение ни
одному из героев. Писатель подчеркивает равнодушие и безответственность
персонажей в финальной сцене. В суете отъезда в усадьбе
забывают старого Фирса, всю жизнь верой и правдой служившего
господам. Любимое словечко Фирса «недотепа» вполне подходит
ко всем действующим лицам. Чехов показал переходный период,
в котором смешались времена и только начинает оформляться что-то
новое. Образ вишневого сада символизирует в пьесе уходящую дворянскую
эпоху, прекрасную и страшную одновременно, давшую
России и «золотой век» литературы, и ужасы крепостного права.
Чехов с тревогой вглядывается в будущее. Вековой сад вырубается,
старая жизнь уходит, но что ждет впереди? Финал пьесы заставляет
зрителя серьезно задуматься о человеческих взаимоотношениях
и движении истории.