Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу как непревзойденный мастер рассказов, пьес, повестей, которые и сегодня входят в репертуар театров мира.
Чеховская огромная коллекция произведений посвящена одной теме — теме России.
Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: «Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос жизни с высшей точки зрения».
Сюжет всех произведений Чехова прост. И в пьесе «Вишневый сад» все действие сводится, казалось бы, к продаже вишневого сада.
В пьесе сталкиваются люди трех поколений: Гаев и Раневская — Россия прошлого, Лопахин — Россия настоящего, Петя Трофимов и Аня — это Россия будущего.
Писатель с некоторой иронией описывает Раневскую и Гаева. С продажей сада решается судьба всей семьи, ведь вишневый сад — это их наследство, оставшееся от родителей. Сад — последнее, что у них осталось. И Раневская, и Гаев очень любят свое имение, свой сад. Ведь здесь воспитано было не одно поколение, поэтому мысль отдать сад под дачи не укладывается у них в голове. Они не хотят понимать, что для того, чтобы спасти сад и честь семьи, нужно что-то делать, а они сидят и абсолютно ничего предпринять не могут. Раневская и Гаев по-детски беспомощно прячутся от очень важного для них вопроса.
Когда мы впервые видим Раневскую, она кажется милым и добрым человеком. Ей можно даже посочувствовать: ведь она пережила много горя. Она потеряла мужа, затем сына и, спасаясь от гнетущей ее обстановки, уезжает в Париж. Но и в Париже она не стала более счастливой. Любовь Андреевна полюбила негодяя, который безжалостно грабит ее, хотя она и сама отдает ему последние деньги. Раневская упрекает себя за бессмысленную трату денег, видит, что Варя из экономии «кормит всех молочным супом», но в то же время устраивает никому не нужную вечеринку. И можно ли любить своих дочерей и оставлять их на произвол судьбы, забирая у них последние деньги и уезжая в Париж?! На словах она их очень любит, ну а на самом деле?! Может быть, ее оправдывает любовь? Но любовь обманула ее. Она, правда, женщина, имеющая мягкий характер, помогает людям, Лопахин вспоминает, как она его приласкала.
Гаев не такой, как Раневская. Он тоже иногда способен сказать простые, искренние слова. Если Раневская — «легкий, простой человек», то Гаев чувствует себя аристократом. Но, честно говоря, репутация аристократа, разорившегося «на леденцах», довольно сомнительная. Гаев — ограниченный человек. Из его разговоров можно узнать, что в жизни его ничего, кроме бильярда, не интересует.
И Раневская, и Гаев сами губят себя. Они боятся смотреть правде в глаза, не замечают ничего и никого, кроме себя.
Совсем другой человек Лопахин. Он в состоянии реально оценить обстановку, дает советы. Лопахин помогает своим бывшим хозяевам ссудами, не надеясь получить деньги обратно.
Лопахин — расчетливый хозяин. Он видит, что имение можно спасти только распределением сада на дачи. На аукционе Лопахин сам покупает вишневый сад. Он имеет полное право радоваться, ведь отец и дед его были рабами у родителей Раневской и Гаева. «Купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню», — говорит он. Лопахин — представитель буржуазии, герой настоящего времени, поэтому его идеи умны и практичны.
Новое поколение, поколение будущего, в пьесе представляют Петя Трофимов и Аня. Раскрывая образ Пети, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих.
Аня появляется на сцене в самом начале пьесы. Она сразу же покоряет своей простотой, искренностью, некоторой наивностью. Аня искренна во всех своих поступках, может быть, поэтому Петя и полюбил ее. Трофимов, «вечный студент», влюблен в Аню, но считает себя «выше любви». Их отношения проникнуты настоящей дружбой. Под влиянием Пети и формируется характер Ани.
Петя пользуется большим авторитетом у всего семейства. Конечно, над Петей можно шутить, называть его «вечным студентом». Но при всей своей доброте и наивности Петя лучше всех разбирается в людях. Петя — человек благородный и гордый. Он не хочет брать денег у Ло- пахина. «Я свободный человек», — говорит он. Сила денег не имеет над ним никакой власти. Цель его жизни — дойти до «высшей правды».
И Чехов верит, что Петя и Аня обязательно эту правду найдут. Именно им суждено стать строителями новой России, России будущего, светлой прекрасной страны, где все будут счастливы.