Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан.
По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.
При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.
Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.
Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными
явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
“Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один».
Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью».
Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.
Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики-
ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению.
Выражением этой простой и искренней. чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного.
Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа. боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.
Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.
Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких заr эовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы. Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова.
Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего.
Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшного зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.
Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности. Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток.
Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость. Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила. Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева. Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора. Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».
Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова. Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов. Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал. Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».
Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу. Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.
Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.
В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом. Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его. Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа. Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны. Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием, с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.