Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Проза и поэзия жизни в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Сочинение на тему «Проза и поэзия жизни в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» является его последней пьесой. И когда читаешь это произведение, невольно спрашиваешь себя: о чем эта пьеса? На первый взгляд может показаться, что это пьеса о продаже и покупке дворянской усадьбы. Но это не так. Пьеса о жизни, о любви, о предназначении человека. Сам факт продажи и покупки поместья — лишь фон, на котором развиваются отношения между ее героями. И образ вишневого сада имеет в комедии символическое значение — это образ самой России. Можно сказать, что это пьеса о России, о ее прошлом, настоящем и будущем.
Всех главных героев комедии можно условно разделить на две группы: романтики и реалисты. К первой группе относятся Любовь Андреевна Раневская, ее дочь Аня, Петя Трофимов. Ко второй — Леонид Андреевич Гаев, Варя, Ер- молай Лопахин. Мы видим, что это разделение не связано с возрастом, материальным положением, происхождением героев. Это, скорее, состояние души. Таким образом, в пьесе как бы сталкиваются между собой проза и поэзия жизни, т.е. те два начала, которые и образуют жизнь человека. Так что же представляют собой герои двух групп?
Любовь Андреевна Раневская сразу же вызывает наши симпатии. Еще до того, как она появляется на сцене, мы слышим о ней отзыв Лопахина: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». И мы видим, как искренне радуется Раневская встрече со своим старым домом, со своим вишневым садом. Ее слезы при воспоминании о детских годах, о юности, сыне вполне правдивы. Для нее этот дом, этот сад символизируют все то хорошее и плохое, что было в ее жизни. Раневская способна горячо и преданно любить, своей любви она отдается вся, без остатка. Любовь для нее определяет сам смысл жизни (символично даже само ее имя — Любовь). Но жизнь жестоко обошлась с героиней. Ее муж, человек легкомысленный и безвольный, промотал состояние и умер «от шампанского». Вскоре после этого утонул в реке любимый сын Раневской — Гриша, и она буквально сбежала из России в Париж, где сошлась с человеком, который обманул и обобрал ее. Но, несмотря на все это, героиня не озлобилась и не замкнулась в себе. Она способна видеть прекрасное в людях, жалеть их, способна к состраданию и по-прежнему смотрит на жизнь широко раскрытым глазами. Но привычка жить за чужой счет испортила ее; она бездумно тратит последние деньги, практически ничего не делает, чтобы спасти от продажи имение, не прислушивается к разумному совету Лопахина. Раневская, бесспорно, умна, может сказать о себе горькую правду, но изменить что-либо в своей жизни она уже не может. В начале пьесы она решительно рвет телеграммы от своего любовника из Парижа, затем читает их и, наконец, уезжает опять в Париж, бросив Аню и Варю и забрав последние деньги. Раневская с горечью говорит о себе, что она «ниже любви», но ей так необходима эта любовь, ей так хочется быть любимой! Ради любви она готова забыть все, но поэзия любви разбивается о прозу жизни, в этом заключается ее трагедия.
Петя Трофимов представляет собой совсем другой тип романтика. Петя влюблен в жизнь, он весь устремлен в будущее. Если у Раневской все лучшее осталось в прошлом, то у него все лучшее впереди. Он искренне, горячо любит Аню. «Солнышко мое! Весна моя!» — так поэтически называет ее Петя. Его любовь — возвышенное, чистое чувство, он хочет быть выше обывательского представления о любви. Петя уверен, что «человечество идет к высшей правде, высшему счастью, какое только возможно на земле». Петя стоит выше прозы жизни, и этим он симпатичен нам.
Аня в пьесе символизирует собой все то лучшее, что дает человеку молодость: радость жизни, чистоту чувств; она воплощает будущее России, как видел его Чехов. Аня, как и ее мать, любит свой дом, свой сад, но понимает, что нельзя жить прошлым, поэтому потеря имения не стала для нее такой трагедией, как для Раневской. Аня вся устремлена в будущее, жизнь для нее только начинается, она без сожаления расстается с прошлым.
Другую группу героев представляет образ Ермолая Лопахина. Это человек, прочно стоящий на земле. Он выходец из самых низов: его дед был крепостным в этом имении, отец — лавочником, а сам он теперь ворочает тысячами. Лопахин помнит, как бил его отец, как он бегал зимой босиком. Его деда и отца не пускали на кухню этого дома, и для него покупка имения — своеобразный социальный реванш, но в то же время и выгодное вложение денег: он безжалостно отдает приказ вырубить старый сад, чтобы на его месте понастроить дач. Он умеет помнить и ценить добро, но расчетливость не позволяет ему жениться на бесприданнице Варе, хотя она ему нравится. Петя очень точно называет его «хищником».
Леонид Андреевич Гаев тоже относится к этой группе. Его главная черта — позерство. Он считает себя чуть ли не аристократом, его смущают «грубые» запахи. Свое состояние Гаев «проел на леденцах» и ничего в жизни не умеет делать, кроме как играть на бильярде. Он легкомыслен, непрактичен, склонен к пустому фразерству: произносит целую речь, обращаясь к шкафу. Гаев называет себя либералом, и при этом его до сих пор раздевает на ночь восьмидесятилетний слуга Фирс. У Гаева мелкая, пустая душонка, он не способен никого любить, кроме себя. Он олицетворяет собой худшие стороны прозы жизни и не вызывает у нас ни малейшего сочувствия.
Образ Вари кажется противоречивым. С одной стороны, она единственная в пьесе пытается сохранить имение, свести концы с концами. Но, с другой стороны, ее приземленная практичность, прозаичность не позволяют нам испытывать к ней такую же симпатию, как к Анне, в ней нет ничего поэтического.
В комедии столкновение прозы и поэзии жизни завершается, кажется, победой прозы: имение переходит к Лопахину. Но все-таки будущее будет за поэзией жизни, и в комедии прощание с домом заканчивается словами Ани: «Здравствуй, новая жизнь!» И в этих словах заключается жизнеутверждающая сила последней комедии А.П. Чехова.