Отличительной особенностью творчества Толстого является изучение нравственных сторон человеческого существования. Как писателя-реалиста проблемы общества интересовали и волновали его, прежде всего, с точки зрения морали. Источник зла писатель видел в духовном несовершенстве личности, и потому важнейшее место отводил нравственному самосознанию человека.
Герои Толстого проходят нелегкий путь поиска добра и справедливости, ведущий к постижению общечеловеческих проблем бытия. Автор наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним миром, который открывается читателю постепенно, на протяжении всего произведения. Такой принцип создания образа лежит, прежде всего, в основе характеров Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.
Один из важных психологических приемов, который использует Толстой, — это изображение внутреннего мира героя в его развитии. Анализируя ранние произведения писателя, Н. Г. Чернышевский пришел к выводу, что «диалектика души» — одна из ярких особенностей творческого метода писателя.
Толстой раскрывает перед читателями сложный процесс становления личности героев, ядром которого становится самооценка человеком своих мыслей, поступков. Например, Пьер Безухов постоянно подвергает сомнению, анализирует совершаемые им действия. Он ищет причины своих ошибок и находит их всегда в себе самом. В этом Толстой видит залог становления нравственно цельной личности. Писателю удалось показать, как путем самосовершенствования человек создает себя. На глазах читателя Пьер — вспыльчивый, не держащий слова, ведущий бесцельный образ жизни, хотя и великодушный, добрый, открытый — становится «важным и нужным человеком общества», мечтаю щим о создании союза «всех честных людей» для «общего блага и общей безопасности».
Нелегок путь героев Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова «дорога чести» Андрея Болконского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно дается ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая все же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретет «любовь, которую проповедовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено. Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошел этот путь и отдал за него дорогую цену — жизнь.
Подробно и точно передает Толстой нюансы психологического состояния героев, что руководит ими в совершении того или иного поступка. Автор намеренно ставит перед своими героями, казалось бы, неразрешимые проблемы, намеренно «заставляет» их совершать неблаговидные поступки, чтобы показать и сложность человеческих характеров, их неоднозначность, и путь преодоления, очищения души человеческой. Как ни горька была чаша стыда и самоуничижения, которую испила Наташа, встретив Курагина, но она вынесла это испытание с достоинством. Ее мучило не собственное горе, а то зло, которое она причинила князю Андрею, и вину видела только свою, а не Анатоля.
Раскрытию духовного состояния героев способствуют внутренние монологи, которые Толстой использует в художественном повествовании. Невидимые со стороны переживания подчас ярче характеризуют героя, нежели его поступки. В Шенграбенском сражении Николай Ростов впервые столкнулся со смертью: «Что это за люди?.. Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, Кого так любят все?» И авторский комментарий дополняет психилогическое состояние человека на войне, во время атаки, где невозможно установить границы между смелостью и трусостью: «Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно». Еще не раз испытает подобное состояние Николай, прежде чем преодолеет в себе чувство страха.
Нередко использует писатель такое средство психологической характеристики героев, как сон. Это помогает раскрыть тайники человеческой психики, процессы, не контролируемые разумом. Во сне Петя Ростов слышит музыку, наполняющую его жизненной силой и желанием совершать великие дела. И смерть его воспринимается читателем как оборвавшийся музыкальный мотив.
Дополняют психологический портрет героя его впечатления от окружающего мира. Причем у Толстого это передается нейтральным рассказчиком через чувства и переживания самого героя. Так, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера, а Кутузов на военном совете в Филях передается через восприятие крестьянской девочки Малаши.
Принцип контраста, противопоставления, антитезы — определяющий в художественной структуре «Войны и мира» — выражен и в психологических характеристиках героев. Как по-разному называют солдаты князя Андрея — «наш князь», и Пьера — «наш барин»; как по-разному герои ощущают себя в народной среде. Восприятие людей «пушечным мясом» не один раз возникает у Болконского в противовес единению, слиянию Безухова с солдатами на Бородинском поле и в плену.
На фоне масштабного, эпического повествования Толстому удается проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Все это позволяет писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми» (Л. Толстой).