Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Пути искания места в жизни Пьером Безуховым (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Сочинение на тему «Пути искания места в жизни Пьером Безуховым (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)»

Роман «Война и мир» — ярчайшее произведение, ставшее величайшим достижением русской литературы.
Л.H. Толстой охватывает и объединяет в единое целое важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории. Нам показаны выдающиеся личности, великие исторические события, которые в начале XIX столетия глубоко затронули души многих миллионов людей, всего русского народа и явились центром событий в этот период, впоследствии вошедший в историю.
Любимый герой Толстого — Пьер Безухов. Образ этого героя был задуман и написан как образ будущего декабриста. Не являясь сторонником восстания против царского самодержавия, автор, однако, с большой симпатией относится к дворянским революционерам.
Пьер — честный, благородный, высокообразованный дворянин, человек всесторонне развитый и умный. Натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Ему свойственны раздумья и сомнения в поисках «смысла жизни». Путь его сложен и извилист. Толстому очень близки искания своего героя, потому что долгое время он сам находился в такой ситуации, долго искал свой путь тщетно и напрасно.
Пьер Безухов — это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе». Так описал своего героя Л.Н. Толстой. Но несмотря на кажущийся нелепым внешний вид Пьера, Толстой наделил его великолепными человеческими качествами и характером. Правда, Пьер, еще по ранней молодости, только приехав в Петербург, плохо разбирается в людях. Лицемерие и ложь он принимает за правду, сочувствует ложному страданию. И потому только, столкнувшись с жестокостью этого общества, он ищет спасение в религии. В этот критический момент Безухов попадает в руки Базде- ева,. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному самоусовершенствованию людей и объединяло их на началах братской любви. Пьер воспринял масонство как «учение равенства, братства и любви», и это помогает ему направить силы на благоустройство жизни крепостных. Но добродушного и открытого Пьера обманывают и здесь. Богатые, зажиточные крестьяне и управляющий наживаются на добре графа. А значит, быть «добрым помещиком» и «благодетелем» в условиях крепостнической системы — сущая утопия.
Масонская деятельность не удовлетворяет Пьера, его хозяйственные «преобразования» терпят крах.
Мы знаем, что Отечественная война 1812 года, в особенности Бородинское сражение, сыграла огромную роль в жизни Пьера Безухова. События 1812 года выводят молодого графа из состояния душевной опустошенности и разочарований. Безухов участвует в подготовке ополчения. Но он снова терпит неудачу, как и в период масонства, ибо берется за дело слишком горячо, со страстным желанием принести пользу Родине. Его смелая речь, обращенная к московскому дворянству, вызвала всеобщее недовольство. Однако, охваченный патриотическими чувствами, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона, или погибнуть, или прекратить несчастие Родины, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Вид «оживленных и потных» мужиков-ополченцев, «с громким говором и хохотом» работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих Лор о торжественности и значимости настоящей минуты». Еще более тесное сближение графа Безухова с простыми людьми происходит в
Москве, в бараке военнопленных. Там он знакомится с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению автора, является частицей народной массы. Пьер понял смысл жизни, который состоял для него в том, что если жизнь есть, то нельзя в ней искать ка- кие-то лишь плохие стороны, а нужно видеть и многое хорошее и брать от жизни все хорошее. От Каратаева Пьер набирается «крестьянской мудрости», в общении с мужиками «обретает то спокойствие и довольство-собой, к которым он тщетно стремился прежде». Если раньше Безухов замыкался в себе, то теперь он интересуется окружающим его миром, критически оценивает явления жизни. Пьер обрел уверенность и твердость характера, которую стремится все это время воспитать в себе.
Пьер Безухов принадлежит к той лучшей части русского общества, которая влечет вперед по неизведанному пути в удивительное будущее и затрагивает сердца нежным огнем творческого поиска. Пьера, как передового человека своего времени, характеризует его личность: его стремление к лучшему, его непримирение с обществом, которое зачастую его душило и унижало. Кроме своей историчности, роман «Война и мир» — это переплетение судеб многих людей. Главная мысль этого романа — общечеловеческое единение. Оно важно, актуально, злободневно, проникнуто патриотизмом и героизмом русских людей.