Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» многообразен, как
сама жизнь. Изображая исторические события 1805-1812 годов,
Л. Н. Толстой поднимает вечные проблемы человеческого существования:
жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, «мысль
семейная» и «мысль народная» — все эти сложнейшие вопросы решаются
на страницах романа.
Андрея Болконского и Пьера Безухова смело можно назвать любимыми
героями Л. Н. Толстого. Они находятся в постоянном поиске
смысла жизни, обладают обостренным чувством чести и совести и периодически
переживают минуты прозрений, стоящие иногда целого года.
Князь Андрей в 1805 году покидает смертельно надоевшее ему
светское общество и отправляется на войну. Беременность жены не
останавливает его. В начале военной карьеры Болконский мечтает
о славе. Но идет война 1805 года, закончившаяся победой Наполеона.
В русской армии нет настоящего подъема «духа войска», который,
по мнению Толстого, решает исход сражения. Князь Андрей убеждается,
что настоящие герои войны — это простые солдаты и офицеры,
не жалеющие своей жизни. Они не считают свои поступки подвигами,
а ведь именно на их плечах лежит вся тяжесть войны. Например, во
время Шенграбенского сражения Болконский видит, как действует
капитан Тушин. Потеряв треть людей и часть орудий своей батареи,
лишившись прикрытия, не зная приказов, Тушин, руководствуясь
здравым смыслом, решает поджечь деревню Шенграбен. Огонь его
батареи настолько силен, что французы решают, что это главные силы
русских. После сражения Болконский вынужден вступиться за Тушина,
которого штабные карьеристы пытаются выставить виноватым
в потере орудий. Постепенно в душе князя Андрея накапливается
недовольство по поводу ведения войны. Так же, как и в ненавистном
ему светском обществе, на войне получают чины и награды
благодаря связям, хвастовству, а не личным качествам.
Во время Аустерлицкой битвы князь Андрей переживает минуты
прозрения. Сбывается его мечта о подвиге: со знаменем в руках Болконский
останавливает бегущих в панике солдат и ведет их в атаку.
Но неожиданно все меняется. Князь Андрей ранен, он лежит на
поле боя и видит только «неизмеримо высокое небо». Болконский
поражается контрасту между людской суетой и небесным покоем.
Он понимает, что разочаровался в славе, и мечтает о тихой семейной
жизни. Даже когда к нему приближается бывший кумир Наполеон,
Андрей видит в нем только «ничтожного человечка».
Следующее переживание, которое приближает Болконского к пониманию
смысла жизни, — это мертвое укоризненное лицо жены,
умершей при рождении сына. Князь Андрей чувствует свою вину за то,
что ушел на войну, оставив Лизу в имении с деспотичным отцом
и робкой сестрой.
Но время затягивает душевную рану, и постепенно Болконский
возвращается к жизни. Этому способствовал приезд в Богучарово
Пьера, убеждавшего друга оставить уныние, обратиться к Богу, вступить
в масоны. Окончательный переворот в душе Андрея происходит
после поездки к Ростовым в Отрадное. Увидев Наташу, случайно
услышав ее взволнованный монолог о красоте ночи, Андрей возвращается
домой оживленным. Он поневоле сравнивает себя со старым
дубом, который не смог сопротивляться весне и покрылся листвой:
«Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг
нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все
лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились
ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо
жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи,
и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему».
С Наташей связывает Болконский свое счастье жизни. Он танцует
с ней на балу (первом в жизни Наташи) и влюбляется в эту удивительную
девушку. Но Болконские и Ростовы слишком разные. Когда
князь Андрей откладывает свадьбу на год, он не представляет себе,
как тяжело будет Наташе, для которой главное — это любить и быть
любимой. Происходит катастрофа: неутоленное любовное желание
Наташи выплескивается на пошлого соблазнителя — Анатоля Кураги-
на. Болконский не может простить Наташу и живет мечтой отомстить
Анатолю. Встреча с Курагиным происходит во время Бородинского
сражения: раненый Болконский видит своего врага на соседнем операционном
столе и прощает его. Перед смертью князь Андрей чувствуетту
самую христианскую любовь к людям, о которой ему говорила сестра —
княжна Марья. Судьба дарит ему последнюю встречу с Наташей, и,
наверное, можно сказать, что Андрей умер счастливым.
Пьер Безухов до войны 1812 года не мог найти себя. Неожиданное
богатство, женитьба на Элен Курагиной, вступление в масоны —
все это приносило ему лишь временное ощущение благополучия.
По-настоящему понял Пьер смысл жизни на Бородинском сражении.
Всенародный патриотизм, радостное настроение солдат, знающих,
что их ждет смерть, но не боящихся ее, потому что освобождение
родной земли от захватчиков — святая цель, так поразили Пьера, что
он захотел стать простым солдатом. В единении с народом видит
Пьер смысл существования.
Еще больше убеждается он в правильности своих мыслей в плену.
Там Пьер знакомится с удивительным мужиком — Платоном Каратаевым.
Этот пленный солдат, вчерашний крестьянин, помог Пьеру
понять важнейшие вещи. Каратаев, конечно, не умеет философствовать,
но он живет так, словно знает высшую истину. И Безухов следует
за этим простым человеком в своем жизненном пути: Пьер
перестает искать ответ на вопрос о смысле жизни, а просто верит
в Бога и старается относиться к людям по-христиански. После плена
Пьер, по мнению окружающих, стал проще, люди потянулись к нему.
Наверное, лучшие минуты Пьера связаны с его семейной жизнью.
Брак с Наташей Ростовой дал ему спокойствие, уверенность,
радость жизни. С прежним «рассеянным» образом жизни покончено.
Пьер — примерный семьянин, но у него остаются общественные
интересы. Безухов выступает как организатор декабристского общества.
Открытый финал романа показывает, что не все лучшие
минуты Пьера остались позади.
Любимые герои Толстого путем долгих и трудных поисков
приблизились к народу. Писатель всем своим романом утверждает
идеалы добра, правды и свободы. Толстой считает, что только путем
ошибок и страданий человек может прийти к счастью. Наряду с «мыслью
народной» важнейшее значение имеет в романе и «мысль семейная»:
князю Андрею не удалось обрести семейное счастье, но Пьер и Наташа,
а также Николай Ростов и Марья Болконская создают семьи,
которые Л. Н. Толстой с любовью описывает в эпилоге. Герои могут
расходиться в своих политических взглядах, но, по мысли писателя,
общество будет держаться на крепких семейных узах, основанных
на любви и взаимопонимании.