Проблема возвышения одной личности над другой существует уже не столетие и не два, а тысячелетия. Возвышение это может заключаться в интеллектуальной, и в культурной, и в экономической сферах. Эта проблема, хотя и кажется бытовой, то в корне своем она философско-нравственная. Истоки ее стоит искать не в способности одного извлечь выгоду для себя в максимальном объеме, а в психологии. Но, как известно, человеческая психика гибкая и подвижная. А потому и наука ее изучающая весьма мобильна и пластична. Исходя из этого, следует сделать вывод, что психология человека меняется в зависимости от его возраста — становления морально-нравственных устоев отдельной личности — и от окружения, то есть среды, в которой он находится. В разрезе данной проблемы стоит обратить внимание на двух персонажей русской литературы века.
Ими являются Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Итак, Андрей Болконский. Он дворянин, высокоинтеллектуальный герой. Духовное его развитие, как и развитие любого другого молодого человека, — это периоды душевной смуты и метаний, разочарований, скепсиса и высоких устремлений. Этапы же его духовного пути можно обозначить таким образом. Сначала он покорен идеями Наполеона, его культом, захлестнувшим тогда мир, ложными идеями всевластия. Далее следует ранение под Аустерлицем, а поэтому и разочарование в прежних идеалах. Образ мыслящего и эрудированного, интеллектуального человека менялся от начала 19 столетия по мере продвижения к современному нам миру. Для середины 19 века проблема «наполеонизма» не потеряла свое значение, а напротив, уже была рассмотрена и учеными и обывательскими умами. Но если раньше в центре внимания стоял дворянин, то в 60-х годах это разночинец.
Хоть Родион Раскольников, герой Достоевского, и обедневший дворянин, он оказывается в положении большинства разночинцев и вынужден сам зарабатывать себе на кусок хлеба. Согласно постулату о возвышении личности над массой, выходит, что теория Раскольникова утвердительна и жизнеспособна. Но не рассчитал Родион одного. Что тот, кто старается воистину на благо человечества, слишком гуманен, чтобы вынести «великую грусть» на свете. Но почему и тот и другой персонажи приходят правильному к пониманию жизни лишь в момент собственного конца: биологического для Болконского и духовно- морального для Раскольникова? Я думаю, что именно в такие моменты человек способен подняться над жизнью. Перед таинством смерти все ненужное отметается, и становится видна истина. И лишь одному Богу дано судить человека, но не человеку решать судьбы других людей…