Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым.
Л. Н. Толстой «Война и мир».
«Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Над этими вопросами думали, мучались герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — князь Андрей Болконский и граф П.К.Безухов. Мы встречаемся с князем Андреем в салоне А.Шерер в тот момент, когда он, неудовлетворенный жизнью, которую он вел, и уставший от нее, собирается на войну. Он не видел смысла, цели своей жизни. У князя Андрея родилось желание переменить жизнь. Он хочет славы, хочет померяться силами с Наполеоном. «Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет». В Аустерлицком бою князь Андрей бежит со знаменем впереди батальона на выручку русской батареи и падает, раненный в голову. «Он раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего, кроме неба, — высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого с тихо ползущими по нему серыми облаками. Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Так произошла встреча князя Андрея с вечностью, после которой вся остальная жизнь показалась ему ничтожной и мелкой. «… князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих». И князь Андрей отказывается от участия в жизни; он вынужденно пребывает в ней, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. Вдруг в эту унылую и холодную пустоту врывается переполненная жаждой жизни и любви Наташа и оживляет его. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год». Любовь к Наташе. Увлечение Наташи Анатолем. Разрыв с Наташей. И вся жизнь князя Андрея распалась. Но тут возникает «Отечество, погибель Москвы!»
Тяжело раненного, его приносят на перевязочный пункт. Он видит там своего врага — Анатоля Курагина, и его охватывает «сострадание, любовь к братьям, к любящим; любовь к ненавидящим нас, к врагам», «любовь, которую проповедовал бог на земле», которая приближает, присоединяет князя Андрея к вечности. Он с трудом осознавал все живое, потому что понимал то, чего не понимают другие. Князь постиг смысл вечности. Параллельно с историей князя Андрея идет рассказ о Пьере Безухове, который сначала мучается над теми же вопросами, что и князь Андрей, но, в отличие от князя Андрея, Пьер пускает свою жизнь на самотек, все идет, как идет.
Временное удовлетворение Пьер находит в масонстве, но вскоре и в нем разочаровывается. Накануне Бородинского сражения Пьер, выехав из Можайска, спускается с крутой горы. Кругом кипит жизнь с ее весельем, ужасами, готовностью к борьбе. А среди этой жизни — человеке белой шляпе, с вечным вопросом: «из-за чего хлопочут люди, когда все кратко и неизвестно». Пьер отделен от жизни, от народа. Все живут одною общею жизнью, а он только смотрит, наблюдает ее. Пьер в плену. Его помещают в барак с военнопленными. Он знакомится с Платоном Каратаевым, от которого непрерывно струится радостно-любовная жизнь, и жизнь эта согревает и освещает все вокруг. Через Платона Каратаева Пьер достиг согласия с самим собой, успокоился. Он своим существом узнал и понял, что человек создан для счастья, что счастье в нем самом и что на свете нет ничего страшного. Во сне душа Пьера подводит итоги: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог». Таким образом, Пьер и выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем. И если князь Андрей ушел в вечность, то Пьер соединился с народом, в котором сумел увидеть вечное.