Голубчик мой, красавчик…
А. П. Чехов
Антон Павлович Чехов — удивительно тонкий и чуткий художник. Его произведения открывают внутренний мир человека и так же зримо показывают пустоту и бесцельность существования мещан. Чехов органически не принимал пошлости во всех ее проявлениях, боролся по мере сил с людскими пороками.
Рассказ «Душечка» 1899 года написан с явной иронией, от которой писатель не откажется и позже во многих своих произведениях. Тонкий юмор автора едва уловим. Он слышится в повторяющейся фразе: «После свадьбы жили хорошо…» А как же иначе? В очередной привязанности Оленька Племянникова, а затем Куки-на и Пустовало находила смысл своего существования, она наполнялась «новым содержанием», у нее появлялся стимул жить. Причем автор ставит свою героиню в смешное положение, заставляя говорить противоположные вещи: «…она говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре…» Правда, со следующим мужем, занимающимся «не искусством», а торговлей лесом, Оленька резко поменяла «свое» мнение. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже. «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить,— отвечала она степенно.— Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего».
Чехов показывает совершенно пустое существо, которое как зеркало отражает окружающий мир, не вдумываясь в смысл произносимых фраз, не размышляя о происходящем.
Оленька постепенно «перерождается» в сытую скучающую мещанку, которая только тогда и живет, когда есть о ком заботиться, кому «подарить» свою любовь, за кем можно бессмысленно повторять неосознанные фразы.
Пошлость этого персонажа очевидна. Писатель, не высказывая прямо своего отношения к героине, подводит читателя к пониманию авторской позиции. Причем Чехов не навязывает никому своего мнения. С ним можно соглашаться или спорить, как в общем-то и было на протяжении времени. Разные поколения читателей расставляли в характере Душечки различные акценты, выделяя ее положительные или отрицательные черты.
Писатель создал правдивый и живучий образ. Как и в реальности, героиня наделена различными чертами: способностью любить, растворяться в любимом человеке, уметь забыть себя, полностью разделяя мнение близкого ей человека, но она не способна ничего сделать или сказать от своего имени. Жизнь ее бессмысленна и пуста, если не о ком заботиться. «…Мать требует Сашу в Харьков… О господи!» Она в отчаянии; у нее холодеют голова, ноги, руки, и кажется, что несчастнее ее нет человека во всем свете. Но проходит еще минута, слышатся голоса; это ветеринар вернулся домой из клуба.
«Ну, слава богу»,— думает Оленька.
От сердца мало-помалу отстает тяжесть, опять становится легко; она ложится и вспоминает о Саше, который «спит крепко…».
Однако некоторые черты Душечки не мешало бы перенять современным девушкам, не умеющим любить и сострадать, заботящимся только о себе.