Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> Рассказ «Старуха Изергиль» (1894)

Сочинение на тему «Рассказ «Старуха Изергиль» (1894)»

В романтических произведениях «Песня
о Буревестнике» (1895), «Песня о Соколе»
(1901) свобода является условием реализации
себя в битве, в борьбе. Но за что? Об этом спрашивать
не принято. Сложился определенный стереотип: Буревестник,
Сокол — символ борьбы, битвы за освобождение угнетенных, а Уж,
Пингвин — мещанское сознание. Но эти символы можно трактовать
и по-другому. Например, битва, кровь, смерть — символы любой войны,
агрессии, а Уж, Пингвин — символы ее отрицания.
В рассказе «Старуха Изергиль» Горький отходит от романтизации
абстрактной свободы («свободы ради свободы»). Именно в этом
рассказе есть фраза, ставшая крылатой: «В жизни всегда есть место
подвигам». Эти слова произносит старуха Изергиль, рассказывая
о своем возлюбленном, гордом поляке, изувеченном в борьбе за свободу
Греции. Но в этом эпизоде есть один нюанс, который позволяет посмотреть
на подвиг совсем с другой стороны: «Что ему греки, если
он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги,
он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно». И дальше
идет эта знаменитая фраза о подвиге. Получается, что подвиг
превращается в самоцель. Поляку, Данко безразлично, ради кого совершать
подвиг, главное — сам подвиг.
Композиционно рассказ «Старуха Изергиль» — это рассказ в рассказе,
он делится на три части:
I часть-легендаоЛарре;
II ч а с т ь — рассказ старухи Изергиль о своей жизни, полной приключений;
III часть-легендао Данко.
Композиция рассказа реализует главную его идею: романтизм
существует не только в легендах, но и на земле, поэтому рассказ старухи
Изергиль о своей жизни расположен между двумя легендами
о Ларре и Данко. Обрамление рассказа поэтическое: юг, море, лето.
Как и в рассказе «Макар Чудра», здесь присутствует фон, который
составляют красивые, загорелые люди, мужчины и женщины, и их
жизнь сливается с жизнью природы.
Ларра — молодой, красивый и сильный юноша, да к тому же и сын
орла. Деталь, символизирующая свободу и гордость. Сын орла и женщины
приходит в селение, где когда-то жила его мать до того, как ее
похитил орел, и начал разговаривать со старейшинами племени «как
с равными себе». Их это оскорбило, потому что он не соблюдал
иерархии в отношениях с ними.
И тогда, «рассердившись, они прогнали его». Дальнейшее поведение
Ларры вполне соответствовало его гордому и себялюбивому
характеру. Он подошел к одной красивой девушке, «которая пристально
смотрела на него». Но она оттолкнула его и пошла прочь. Она его
оттолкнула не потому, что он ей не нравился, а потому, что боялась
отца. И Ларра убил ее, убил, потому что она посмела оттолкнуть его.
Он и представить не мог, что кто-то может «не откликнуться на его
любовный призыв».
Его схватили, и состоялся суд. Суд сам по себе страшен: его судят,
а перед ним на коленях стоит его мать. Старейшины долго думают,
как наказать его, и просят, чтобы он объяснил свой поступок. Просят
его: «Все равно, ты умрёшь ведь… Дай же нам понять то, что ты
сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы
знаем…». Странно, что старейшины руководствуются не нравственными
категориями, а всего лишь пользой. Ответ Ларры вызывает
удивление — он, оказывается, не уверен, что поступил правильно.
Дальнейшие ответы старейшин похожи на воспитательные моменты:
«…за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой,
иногда — жизнью». Это ответ людей, знающих, что в жизни всегда
человек чем-то жертвует. Любовь без жертвы — это не любовь, а эгоизм.
Но Ларра, совсем не разбирающийся в жизненных законах, отвечает:
«Я хочу остаться целым», то есть он ничего никому не хочет отдавать,
не хочет любить.
Старейшины обрекают его на вечную жизнь, на вечные странствия
без любви. Ларра был свободен в своем выборе и сам выбрал
одиночество. Устав от одиночества, он стал искать смерти, но не
находил ее. Над ним смеялись. «А он дрожал, слыша этот смех, и все
искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками». Что искал
Ларра? — Уж не сердце ли? Но для орла, возможно, сердце не является
чем-то важным, а вот человек нуждается в нем. Ларра же захотел
остаться целым и остался.
Герой другой легенды, Данко, молод и красив и тоже живет отдельно
от племени. Данко — романтический герой, и он жаждет действия.
Он обращается к людям племени и страстно обещает им спасти их,
вывести из леса, темного и дремучего, к солнцу, к свету, к другой
жизни.
В этой легенде Горький противопоставляет романтического
героя толпе. Этот сюжет вечен, но Горький решает его по-своему.
Данко ведет толпу, но она ропщет, не верит ему, потому что слишком
долго продолжался этот путь в темноте. И тогда Данко вырвал свое
сердце из груди — и люди побежали быстро и смело, увлекаемые огнем
горящего сердца. Они все равно гибли, но гибли без жалоб и слез.
Данко вывел народ племени — и… умер. И один «осторожный
человек… наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись
в искры, угасло».
Ларра, не желая отдавать, сохранил себя целым, остался жить вечно.
Данко, отдав свое сердце, лишил себя жизни, — и умер. Это две модели
поведения.
Соединяет две легенды рассказ старухи Изергиль о своей жизни,
стоящий в середине произведения. Она рассказывает автору о жизни
своего сердца, то есть о молодости, о той поре, когда она была способна
любить. В старости, когда сердце уже не может любить, Изергиль
потеряла всякий интерес к жизни: «Тяжела стала я, и ослабели
крылья, и перья потускнели… Пора, пора!»
Она жила сердцем, другая жизнь ей была неведома. И сердце есть
то, что соединяет эти три части рассказа. Категория подвига ради
подвига объединяет легенды о Данко, о Соколе, о Буревестнике.
(По М. М. Дунаеву)