«Маленький человек» в литературе — определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу — человека высокопоставленного, «значительного лица», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» — интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.
У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малому — большое, в смешном — трагическое, в будничном — важнейший признак времени. Писатель всегда выходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится подпочвам строения произведения «Шинель».
Тему «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголь раскрывает как важную, болевую проблему человечества. Повесть явилась из анекдота о чиновнике, который умер через потерю шинели. Значит, что человеческая жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью. Как художник, Гоголь не только не может пристать по такому мнению, а и средствами искусства доказывает противоположное.
Конечно, судьбу Башмачкина наилегче объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленькой, а потом начинается ее путь к большому человеку. Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакийовича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался «маленьким». Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не обнаруживали никакого почета. Даже сторожи, которые за своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, «не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха». Чиновники смеялись над ним «сколько становилось канцелярского остроумия», но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, «сыпали на главу ему бумажки, называя это снегом». Акакий Акакийович износил все покорно. Только когда весьма уже невыносимый была шутка, он говаривал: «Оставьте меня ! Зачем вы меня обижаете?». И лишь одному со всех «остряков» послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: «Я брат твой».
Акакий Акакийович принадлежит к тем людям, которые лишенные даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в потому, что его лишено даже права на человеческое существование. Акакий Акакийович перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил «повысить» несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумага, составить новый. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола из первого лица на третью. Как не бился Акакий Акакийович, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто «мы», кто «они». Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил. Его старая шинель, или «капот», как называли эту одежду остряки из департамента, протерся. Акакий Акакийович ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение. Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакийовича к будущей шинели, будто он влюбился у нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.
Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она «пошла от него с новолунием с большими усами».
В последней части повести Башмачкин старается возвратить свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к «значительному лицу», чтобы и помогла спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав, чего пришел Акакий Акакиевич, гонит его прочь. Надежды рухнули. И Акакий Акакийович умирает.
В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротесковые черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в «Шинели» становится средством раскрытия главной идеи произведения. Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал. От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.
Вывод. Гуманистический пафос писателя оказался в глубоком сочувствии «маленькому человеку». Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.
Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие «маленькому человеку».