В литературу Гоголь пришел из Украины. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в городке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство значительно повлияло на формирование мировоззрения Николая Гоголя. Он родился в живописных городах Украины, знаменитых давней историей. Бывальщины о гетманов, легенды о водяных, чертей и ведьм слышал у детства малый Гоголь.
Знакомство с настоящей жизнью длилось во время пребывания в Полтаве, где малый Гоголь готовился ко вступлению в гимназию. Именно здесь, в Полтаве, он впервые осознал механизмы жизни губернского города. К тому времени Полтава была столицей Малороссии. Памятники о знаменитом прошлом, о полтавской битве стояли . Здесь часто бывали гости со столицы и заграницы. Каждый новый царь или наследник престола считал за нужное побывать в этих исторических местах. Полтава стала прообразом многих провинциальных губернских городов, которые будут изображены и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах».
В начале апреля 1821 года Николая Гоголя отдалили в Нежинскую гимназию высших наук. Такие гимназии или лицеи, как их называли наподобие Царскосельского лицея, были открыты в Ярославе, Одессе и Нежине. Это было признание большого вклада Украины в дело развития культуры, заслуг самого Нежина в истории Украины.
Находясь в Нежинской гимназии, он стал наиболее активным членом театральной труппы: рисовал декорации, выполнял любые роли, даже без слов. Его актерские способности заметили все. Благодаря театру он стал предводителем и лидером среди ровесников. Гимназия готовила своих учеников к государственной службе, поэтому, завершив обучение, Гоголь отправился в Петербург «искать места». Почти год он работал писарчуком. День отдавал службе в департаменте. Вечер и ночь — работе над собственными произведениями. Это были его книжки, писаные его языком, о его родной земле. И все, что было наилучшим воспоминанием его жизни, легко переливалось на страницы книги. Так появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», потом «Миргород». В подзаголовке к «Миргороду» он написал: «Повести, что является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», но эта книга не была простым продолжением. И содержанием, и особенностями стиля она открывала новый этап в развитии писателя, а сам писатель — новую страницу русской литературы. Довольно внимательно прочитать повести «Миргорода», чтобы понять: автор не склонен идеализировать ни современность, ни прошлое. Отважные подвиги, замешанные на крови и жестокости, героев «Тараса Клубня», уже в прошлому переродились у стремление сытого и спокойного, совсем не-героического существования «Старосветских помещиков». Герои современности, изображенные в повестях «Ресниц» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», явились совсем лишенными высокой духовности.
Вместе с «Миргородом» создавались первые из «Петербургских повестей», которые считают вершиной «малой» прозы Гоголя. «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос» воссоздавали новую реальность городского мира, где не было и места ни мифологическим повествованиям Диканьки, ни «старосветскому уюту». В этом новом миру человек совсем потерял власть над своей жизнью, а ее душа и внутренний мир перестали быть ценностью. Петербург возникал могущественной, бесовской силой, которая уничтожала человека, как героя его повести «Шинель».
Украинская художественная народная культура имела большое влияние на Гоголя-Писателя, но и его собственное творчество повлияло на украинскую литературу, оказывала содействие распространению интереса к украинской культуре. Так, тема Украины приобрела выражение в операх «Черевички» П.Чайковского, « Имейская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Г. Римского-Корсакова, « Сорочинском ярмарке» Г. Мусоргского. Повестями Гоголя навеянные некоторые картины И. Репина, И. Крамского, В. Маковского.
Украинский композитор Г. Лысенко по мотивам произведений Гоголя создал оперы «Тарас Бульба», «Утопленная», «Рождественская ночь». Украинские драматурги Г. Кропивницкий и Г. Старицкий на основе повестей Гоголя написали пьесы «Ресниц», «Тарас Бульба».
Вывод. Украинская культура имела огромное влияние на формирование Гоголя-Писателя. Судьба сложилась так, что именно ему судилось сказать новое, еще и до сих пор окончательно не разгаданное, слово о России. Возможно, произошло это потому, что он смог посмотреть на русскую жизнь взглядом немного посторонним и увидеть то, чего его современники не замечали, так как считали то естественным.
Опорные понятия: украинская народная культура, украинская мифология, мировоззрение писателя, романтическое и реалистическое изображения.