Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его душа были предметом творческих исследований и Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в стремлении познать самого себя. Сам писатель прошел свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.
Главная проблема, как мне кажется, которую ставит в своем романе писатель, — это проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия — вот высшая цель, высшее назначение человека.
К этой высшей цели Толстой ведет героев романа. Его любимые герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы -герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, нужными, любимыми.
Наиболее ярко способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского.
При первой встрече князь Андрей (вечер у Анны Павловны Шерер) показался нам несколько высокомерным, чопорным человеком. Но на самом деле под маской холодности скрывается человек, которому все наскучило: и его “маленькая княгиня”, и все эти пустые светские разговоры. Стремясь избавиться от наскучившего ему общения, Андрей решает идти на войну. Но была еще одна причина — Болконский жаждет славы, хочет найти “свой Тулон”, Наполеон — его кумир. Но в его желании нет ничего общего с действиями Бориса Друбецкого и Берга. Князь Андрей говорит, что его стремление к славе — это желание сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. Он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (Тушин), что великие военачальники делают вид, что отдают приказы, а на самом деле все идет своим чередом. Небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит раненый в Аустерлицком сражении Болконский, так поражает его своим величием и необъятностью, что Наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке. Не найдя славы, он возвращается домой, твердо решив жить только для себя. Смерть жены лишь усугубляет духовный кризис князя Андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отходит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитанием сына. Из этого состояния его выводят слова Пьера о том, что надо жить, действовать, любить…
Его друг Пьер (только с ним князь Андрей был откровенным, только его ценил как друга) сначала ведет жизнь светского кутилы и бездельника. Первая наша встреча с ним происходит там же, в салоне у А. П. Шерер, но для Пьера это лишь начало его пути к самосовершенствованию, он ищет единомышленников, но не находит их. Для князя Андрея это уже пройденный этап. После получения богатого наследства Пьер женится на Элен, дерется на дуэли с Долоховым и чуть не убивает его. Пьер не понимает, как он мог признаться в любви Элен, ведь он знал, что не будет с ней счастлив, как мог вызвать на дуэль Долохова, ведь он ни разу не держал оружие в руках. Ранив Долохова (Пьер думал, что убил его), порвав отношения со своей женой, молодой граф Безухов повергается в пучину переживаний и сомнений. Временное успокоение он находит в масонстве, но замечает подлость и карьеризм и там; Пьер начинает отдаляться от дел ложи, хотя и достигает там высокого положения. Он воспринял масонство как учение о братстве, равенстве и любви. Пьер собирался облегчить жизнь крепостных, учредить больницы и школы. В таком настроении он приезжает к князю Андрею и ему удается “разбудить” последнего, но лишь на мгновенье, — все-таки они друг друга не понимают.
В этот момент князь Андрей находится в смятении, не видит в жизни смысла и поэтому хочет дожить свою жизнь без угрызений совести, никому не мешая. Пьер этого не понимает.
Однако разговор в Богучарове, случайно прослушанный разговор в Отрадном заставляют князя Андрея изменить свое отношение к жизни. Болконский едет в Петербург, занимается законодательной деятельностью вместе со Сперанским, но разочаровывается в нем благодаря встрече с Наташей Ростовой; ее естественность и непринужденность лишь оттенили духовную пустоту Сперанского. Любовь становится всем в жизни князя Андрея, поэтому измена Наташи и смерть отца— это лишь повод к его новому духовному кризису, выходом из которого явилось возвращение в действующую армию, но не в штаб, а простым полковым командиром. Болконский становится ближе к простому народу, к солдатам, они даже называют его “наш князь”.
В деле защиты отечества он находит то, что так долго искал: истинный смысл жизни. Будучи смертельно ранен, Болконский начинает понимать эту жизнь и больше не страшится смерти, прощает даже измену Наташе. Сцена его смерти показана не только как трагедия, но и как “освобождение от жизни”.
Граф Безухов, оказавшись на Бородинском поле, видит героизм и сплоченность в действиях русских солдат. Он понимает, что истина — в единении с народом. Это подтверждается после встречи с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, “сопрягая” свою жизнь с жизнью народа.
Разница между Андреем Болконским и Пьером Безуховым заключается в том, что они идут к своему духовному совершенству разными путями, хотя оба находят его важнейшие элементы в народной среде. Но Пьер идет к этому “путем сердца”, все его действия стихийны и порой неожиданны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по “пути ума”, обдумывает каждый свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на существенные различия между ними.
Николай Ростов же является “золотой серединой” между нравственным совершенством князя Андрея и Пьера и столь “земными” образами множества иных героев “Войны и мира”. Нам очень подробно показана служба Николая и его увлечения. Его испуг в Шенграбенском сражении вполне естествен и понятен простому человеку, его восторженное увлечение императором Александром I было типично для молодежи того времени. По моему мнению, если человек не обладает качествами Николая Ростова, то его можно считать “подлецом в душе”, как каждого из семейства Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга…
Глубина характеров и естественность персонажей у Л. Н. Толстого являются несомненным достоинством его произведений. В ходе повествования автор сам еще раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо “сопрягать” свою жизнь с жизнями других людей. Каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопустимы. Неважно, каков этот путь, насколько он долог и труден, важно, что он есть…