Размышляя над творчеством Н.В. Гоголя, я решила посвятить свое сочинение поэме «Мертвые души».
Как создатель произведений, посвященных, по образному выражению митрополита Киевского и Галицкого Филарета, «душе человеческой», как писатель, «показавший народ в его внутренней красоте, богатейших творческих возможностях», Гоголь велик и неисчерпаем. Велик в своей любви к людям, человеку, Отечеству.
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепета- ло, как метко сказанное русское слово» — это высказывание принадлежит Н.В. Гоголю.
И в «Мертвых душах» слово писателя кипит и животрепещет, вырываясь «из-под самого сердца». Подобно всем художникам, изображавшим дореформенную помещичью жизнь, Гоголь отличается особенной обстоятельностью в развитии темы. Последовательно, плавно и спокойно развертывает он перед нами картину, событие за событием, не торопясь, не спеша, не бросая случайных, на лету схваченных образов.
Поэма «Мертвые души», по выражению В.Г. Белинского, явилась произведением «беспощадно сдергивающим покровы с действительности». Это сложное произведение, потому что в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбах России и ее народа, и тонкий лиризм (недаром Белинский назвал Гоголя «главой поэтов»).
Создание этой поэмы было подготовлено всем предыдущим творчеством писателя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Миргород». «Мертвые души» можно сопоставить с «Боже-
ственной комедией» Данте — поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.
«Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, который сопровождает лирического героя в ад. Они проходят по всем его кругам, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть главную тему — тему своей родины — Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», которая называется «Ад».
Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых разных вопросов жизни человеческой, жизни общественной. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа близки и дороги каждому. «О моя юность! о моя свежесть!.. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!» Эти строки не могут пройти через душу человека, не затронув ее, особенно душу того, кто еще молод, у кого «свежее, тонкое внимание» к жизни. Эти строки как заповедь на всю дальнейшую жизнь должен воспринять каждый, потому что «быстро все превращается в человеке, не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое».
Итак, отправимся вслед за героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым в N. Сам Гоголь так сказал: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!.. В дорогу! в Дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками и посмотрим, что делает Чичиков».
На первый взгляд, это покажется странным, но в центр первой части поэмы Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Го- голя — это символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства. Чичиков тоже — «человек коробочка», как и другие персонажи. Может быть, именно это привело дворянство России к вырождению, отсюда и символичность назва- ния поэмы — «Мертвые души»
Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Он глубоко чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплотившей в себе могучие силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»
Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?»
В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте, которые называются «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
«Мертвые души» принадлежат к числу тех вечных книг, которые знакомы нам со школьной скамьи. И все-таки, несмотря на всеобщее знание этой поэмы, она содержит в себе некий сокровенный смысл, который приоткрывается не сразу и не вдруг. Белинский писал: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виденное произведение».