Комедия — драматическое произведение, в котором
осмеиваются и разоблачаются отрицательные явления
действительности или какие-либо черты характера
и поступки людей.
Эффект комического в комедии построен на неузнаваемости, когда
желаемое принимают за действительное, такое несоответствие
разыгрывается на протяжении всего действия, и конец комедии
приводит к неожиданному результату.
Конфликт в комедии построен по принципу несоответствия желаемого
и действительного.
Главный смысл пьесы — изобличение чиновничества в его неистребимой
жажде взяточничества. Сам Гоголь через десять лет после
выхода «Ревизора» на сцены театра в своей работе «Развязка «Ревизора
» дал аллегорическое толкование образов комедии: «чиновники —
страсти, ревизор — совесть; Хлестаков — ветреная совесть».
Автор разбирает образы героев комедии с точки зрения их главной
страсти. Такой «гвоздь, сидящий в голове и составляющий постоянный
предмет мысли у городничего, — страсть к наживе; у судьи —
к псовой охоте; у Бобчинского и Добчинского — страсть переносить
вести». Все чиновники находятся во власти своих страстей, в полной
зависимости от них, и потому дают взятки Хлестакову, воображая,
что таким образом смогут купить свое спокойствие. Они живут в мире
обмана, и сами становятся «олицетворенным обманом». Это мертвые
люди, что символически подчеркнуто в немой сцене, где они застыли
в неподвижных позах…
Главные герои комедии — это смех и страх. Страх изобличает
неспокойную совесть.
Хлестаков легко вступает в контакт с чиновниками и охотно берет
взаймы деньги, успокаивая их совесть и страх.
Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии, хотя
авторитетный критик Белинский полагал, что главным героем является
городничий. Впоследствии он изменил свое мнение и признал
первенство Хлестакова — «лгуна и вертопраха».
Хлестаков. Почему врет Хлестаков? Ю. М. Лотман в своей статье
«О Хлестакове» показывает, что вранье Хлестакова находится в
прямой зависимости от жизни бедного чиновника. Герой беден, он —
чиновник низшего разряда, но при этом легкомыслен и имеет очень
небогатое воображение. «Основа его вранья — бесконечное презрение
к себе самому. Вранье потому и опьяняет Хлестакова, что в
вымышленном мире он может «перестать быть самим собой», отделаться
от себя, статьдругим, поменять первое и третье лицо местами, потому
что сам-то он глубоко убежден в том, что подлинно интересен может
быть «он», а не «я». Хлестаков выдумывает свой мир, в котором он —
первое лицо, ав настоящем он-«канцелярская крыса» — выбирает себе
фантастический мир, но строит его по принципу реального. Если уж
кем-то быть, то обязательно главнокомандующим, если писателем, то
другом Пушкина. Вранье открывает бедность воображения мелкого чиновника:
суп в кастрюльке прямо из Парижа, арбуз стоит 700рублей,
а бутылка рома 100 рублей, плата за квартиру — 800 рублей.
…Одна из загадок «Ревизора» — почему глупый и простодушный Хлестаков
водит за нос умного по-своему и опытного в делах городничего?
С именем Хлестакова связано такое понятие, как «хлестаковщина».
Хлестаков воплощает идею лжи, хлестаковщина — идею прожектерства
и беззастенчивого вранья, целью которого является желание
утвердить и возвысить свою персону в глазах окружающих. Хлестаков
как тип появился в творческом воображении Гоголя, хлестаковщина
как явление отражала реальную действительность в бюрократической
системе государства. Крылов в басне «Бритвы» (1829) очень верно
дал оценку появления такого типа людей на государственной службе:
С умом людей-боятся
И терпят при себе охотней дураков…
…Тупица и авантюрист делались двумя лицами николаевской государственности
» (Ю. М. Лотман).