Все исторические события в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» пропущены через восприятие героев, движение истории сопряжено с судьбами другихлюдей. Аустерлицкое сражение отразилось не только на ходе истории, но и в душах людей, оно изменило их мировоззрение, смысл существования.
Каждая деталь у Толстого значима. Образ тумана имеет очень глубокий смысл. Ведь не случайно он появляется в начале сражения. « Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, невидно было в десяти шагах перед собою… напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению пешие русские колонны. Каждому солдату приятно становилось оттого, что туда же, куда он идет, то есть не известно куда, идет еще много, много наших». Туман окутал не только войско, но и мысли людей. Они не осознают собственных действий. Туман вызвал неуверенность и боязнь. Толстой очень медленно ведет повествование, чтобы читатель смог почувствовать легкую прохладу, дрожь, предвещающую беду.
Заканчивает картину этого сражения Толстой другим, но не менее значимым символом, символом «высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками». Мы понимаем, что война, смерть — это противное человечеству явление. И такой резкий контраст изображения начала и конца боя дает нам возможность ощутить весь ужас войны. Поэтому образ тумана и образ неба — это «ключи» к осмыслению Аустерлица.
Изменения происходят не только в природе, но и в душе главного героя этого эпизода — князя Андрея Болконского. Мы видим, что он испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, и можно проследить, как изменилось его отношение к войне и к своей роли в ней.
Князь Андрей уехал на войну, потому что не хотел видеть притворство маски, которые окружали его. Он хотел убежать от этого общества, от жены, ведь князь Андрей понимал, что больше не любит ее. Ему нужна была слава, в этом он видел смысл жизни.
Еще накануне сражения в душе Болконского борются желание славы и осознание того, что эта слава дается смертью, страданием. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, но ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу… но, боже мой! Что мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно… как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей».
Для князя Андрея желание славы — туман, охватывающий его, призрачность, ложность желания.
И Аустерлицкое сражение доказывает нереальность мечты. Была минута, когда Болконский «чувствовал слезы стыда и злобы» и бежал к знамени. Он с самозабвением думал, что здесь и этим действием начинается осуществление его мечты. Но он ранен и после того, как упал, открыв глаза, видит вокруг себя бой, смерть, крики. И что- то перевернулось в душе, «над ним не было ничего уже, кроме неба…» и «совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»
Это пробуждение от «тумана» славы подсказано бескрайностью неба. Переосмыслив свою жизнь, он понимает, что есть ради кого и чего жить.
Аустерлицкое поражение отрезвило, рассеяло туман, туман тщеславия, самолюбия. И итогом Аустерлица было то, что люди, умеющие осознавать происходящее, от этого тумана освободились.