1. Романтизм как литературное направление.
2. Главный герой поэмы Байрона «Корсар».
3. Герой поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда”
В любом наряде буду я по праву
Тоску существованья сознавать.
Что даст мне свет, чего я сам не знаю?
И. В. Гете «Фауст»
В XVIII веке в литературе и искусстве Европы определяющим было направление рационализма, провозглашающее разум основой познания мира и личности. Однако к концу столетия наметился кризис этого направления. В творческих исканиях предромантизма и сентиментализма оформились принципы нового направления развития литературы и искусства. Это направление получило название романтизма, от латинского Roma — Рим, так как Европа испытала значительное влияние культуры Древнего Рима.
Романтизм, в отличие от рационализма, делал упор на чувства, индивидуальные переживания личности, а не на разум. Все необычное, поражающее воображение, в том числе сверхъестественные явления и существа, рано или поздно оказывались в центре творческого внимания романтиков. Обыденность и заурядность категорически отвергались приверженцами этого направления. Подобная позиция писателей-романтиков привела к возникновению в литературе характерного образа героя. Как правило, это сильная, яркая личность, наделенная неукротимыми страстями, а нередко и выдающимися талантами. Отличаясь от подавляющего большинства людей и поведением, и устремлениями, и переживаниями, романтический герой и сам сознает свою исключительность, противопоставляя себя миру. Индивидуализм и эгоцентризм романтического героя нередко ставят его в положение изгоя. Впрочем, несмотря на подобные характеристики, он зачастую не чужд сильных и глубоких привязанностей, однако обычно ни он, ни объекты его чувств не обретают прочного и долгого счастья. Судьба романтического героя вполне соответствует его бурному, стихийному нраву: подобные личности никогда не занимаются рутинной, однообразной деятельностью, вся их жизнь — или череда битв, или поиски таинственных знаний, или путешествия.
Яркие, запоминающиеся образы героев, ставшие каноном для писателей-романтиков, создал в своих произведениях английский поэт Дж. Г. Байрон. Пиратская деятельность Конрада, главного героя поэмы Байрона «Корсар», естественным образом ставит его вне законов общества. Не раскрывая подлинных причин того, что Конрад стал пиратом, автор уверенно отрицает изначальные порочные наклонности своего героя. Повествуя о приключениях Конрада, Байрон показывает многие достойные черты его характера: умение руководить людьми, уважение к женщине, бесстрашие и отвагу, стойкость перед лицом смерти, верность люби-мой и, наконец, большое личное обаяние.
Как же объяснить, что человек, наделенный столь высокими качествами, становится морским разбойником? Впрочем, нужно отметить, что для эпохи Байрона еще не было свойственно резко негативное отношение к пиратам. Некоторые из них действовали с ведома и негласного одобрения правительств своих стран, нападая на корабли го сударств, с которыми их страна находилась в состоянии войны. Таких пиратов называли каперами. Отношение в обществе к ним было двойственным — в случае неудачи правительство могло и не признать, что покровительствовало тому или иному пирату, однако в случае ycпexa каперов воспринимали как героев.
Была и другая категория морских разбойников, которые действовали на собственный страх и риск — именно к этой категории принадлежит и герой поэмы Байрона. Автор намекает, что Конрад стал пиратом, не найдя достойного места в обществе, не пожелав сносить козни окружающих. Объяснение весьма расплывчатое, однако важно отметить типичную для романтизма черту — противопоставление обычной жизни и полного опасностей существования корсара, который в любой момент может погибнуть в бою или быть захваченным в плен и казненным. Что же касается поэтизации образа жизни пирата, человека вне закона, то она присуща ряду народных преданий, с любовью создавших образы «благородных разбойников». Писатели-романтики охотно обращались к фольклору и мифологии.
В поэме «Корсар» мы находим и образ героини, созданный в соответствии с романтическими традициями. Если о Медоре, возлюбленной Конрада, мы узнаем лишь то, что она была в его жизни, хранила ему верность и умерла от горя, услышав, что он попал в плен, то характер Гюльнар раскрывается в действии, как и подобает сильной, истинно героической личности. Будучи рабыней паши, эта женщина не могла испытать счастья — «Лишь на свободе жить любви дано». Любовь к Конраду вполне закономерное чувство: ведь этот человек спас Гюльнар, не пытаясь воспользоваться ее слабостью. Конечно, не только любовь, но и естественная благодарность, вероятно, движут этой женщиной, когда она пытается смягчить сердце паши и спасти корсара. Гордый и вольный дух Гюльнар не позволяет ей безропотно перенести оскорбление паши. Подобно Конраду, некогда порвавшему с обществом, она расстается со своим любовником, избрав единственно возможный для этого способ — убийство. Убийство паши оказывается и единственно возможным способом спасти Конрада: так автор наглядно показывает, что не в силу жестокости и кровожадности, но в силу драматических обстоятельств Гюльнар становится преступницей.
Однако не во всех произведениях Байрона тема разрыва героя с обществом и его законами звучит столь остро. Герой поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» внешне остается вполне благополучным членом своего круга. Ему не нужно отстаивать свое право на жизнь в бою. Времяпрепровождению этого господина, наверное, можно даже позавидовать — он беспечно путешествует по миру, созерцая новые ландшафты. Роман-путешествие, конечно, возник задолго до Байрона — подобные истории были популярны еще в античной литературе. Однако в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» древний мотив обрел новое звучание. Не случайно и слово «паломничество» вынесено в название. Не просто путешествие! Под паломничеством обычно понимается путешествие к неким святыням — с целью духовного очищения, в благодарность за что-либо, ради получения помощи свыше в каком-либо деле либо просто как дань уважения и преклонения. Какова же цель паломничества байроновского героя? Для этого нужно вспомнить, как этот человек провел молодость, каков его внутренний мир. В юные годы Гарольд бездумно предавался порочным наслаждениям, которые опустошили его духовно. Молодые силы были потрачены на недостойные дела, в результате чего чувства героя притупились — все, кроме непонятной, грызущей душу тоски. Она-то и погнала его в странствие. Что это? Совесть? Во всяком случае, подобное предположение соответствует предназначению паломничества как духовного очищения. Образ Чайльд-Гарольда, нарисованный Байроном, хотя и создан в традициях романтизма, уже был шагом к новому направлению в литературе — реализму, став одним из первых портретов в галерее так называемых «лишних людей».