К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было неоднозначным: одни критики «громили» в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что «человек — это звучит гордо».
Именно в ранних произведениях Горького герои кажутся огромными, значительными. Всем героям писателя свойственна горячая любовь к независимости и свободе. Это гордые натуры, сильные и цельные, волевые характеры, отвергающие принадлежность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к прекрасной и свободной жизни. Таких людей мы видим в рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» в «Песне о Соколе».
Смысл жизни для Чудры заключается в стремлении к свободе. В этом рассказе Горький показал нам то, что двое красавцев-цыган предпочли умереть, но остаться свободными. Радда и Лойко любили друг друга, но свобода для каждого была дороже любви. Вот что говорит Радда: «А еще я люблю волю! Во- лю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…» «Лучше смерть, чем рабство», — утверждают романтические герои Горького.
В «Макаре Чудре», затем в «Старухе Изергиль», позже в «Песне о Соколе», слышится мотив «безумства храбрых». Горький испытывает своих героев в сложных ситуациях. Гордые люди в рассказе «Старуха Изергиль» — Данко и Ларра. В отличие от Данко Ларра был эгоистом. Ему было неведомо чувство любви к ближнему, он никогда никого не любил, кроме себя. Когда же ему сказали: «За все, что человек берет, он должен платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью…» — Ларра ответил, что он этого не сделает, так как хочет остаться невредимым.
Свободные люди отвергли его, осудив убийцу на вечное одиночество: «И вот он стал жить, вольно, как птица…» Но гордость Ларры вредна не только для людей, она губительна для самого Ларры.
Данко тоже горд, но он любит людей. И поэтому он добывает свободу для всего племени, которое поверило ему. Данко отдает людям всего себя, ничего не прося у них взамен: «Сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе…»
Эти две легенды показывают нам то, в чем заключается бессмертие человека. В легенде о Лар- ре, который отвернулся от людей, бессмертие заключается в том, что об этом гордом человеке в степи напоминает лишь темная тень. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца.
Тема свободной личности — одна из главных тем раннего творчества Горького. Произведение «Девушка и Смерть». Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы.
Писатель часто признается в том, что счастлив тем, что живет на земле, где обязательно наступит «новая жизнь в новом веке».
Романтизом проникнута «Песня о Буревестнике». В образе «гордой птицы» сосредоточены чувства смелости и страсти, уверенность в победе над скучной жизнью: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник…» Гром и молния взрывают бедное, никчемное существование.
Горький воспевает людей смелых, способных к самопожертвованию. И пусть они гибнут, как погиб Сокол, но они узнали счастье жизни — полет. «Ужи» их не поймут, ведь «рожденный ползать — летать не может». И именно такие, как Сокол, выведут людей из тьмы, к свету: «Вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!…» Читая произведения Горького, понимаешь, что жизнь приобретает смысл тогда, когда есть цель. Его рассказы заставляют задумываться над вопросами, которые раньше почему-то не возникали. Горький заставляет нас остро почувствовать быстротечность жизни, беспокойство, недовольство собой. А это и есть путь к самосовершенствованию.