Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Россия на переломе (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Сочинение на тему «Россия на переломе (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)»

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» стала гранью между двумя эпохами, двумя веками: уходящим, но еще не ушедшим, и наступающим, но еще не наступившим, не пришедшим совсем.
Пьеса была написана в 1903 году. В это время Россия была на перепутье. Позади был уходящий дворянский век, век спокойный, медленный, век значительный. Катастрофы и трагедии, происходившие вокруг, не затрагивали душевного спокойствия и равновесия живущих.
А впереди были огромные перемены, наступал XX век, век машин, быстрого времени, огромных возможностей. Век, когда самые незаметные люди могли стать заметными и значительными. Среди действующих лиц пьесы есть очень разные люди. Раневская и Гаев, без сомнения, представляют старый век.
Любовь Андреевна Раневская — помещица. Когда-то она имела значительное состояние, которое перешло к ней после смерти мужа. Пережила в жизни большую потерю — смерть сына. В этом она винила себя, потому что считала это наказанием за свой грех: после смерти мужа она встретила человека, которого не называла по имени, и полюбила его. После смерти сына несчастная бросила всё — дочь, родину, любимого человека — и уехала за границу. Но тот человек не бросил её, а поехал следом. Любовь Андреевна купила дачу возле Ментоны и прожила там три года, ухаживая за любимым. Потом дачу продала за долги, а возлюбленный обобрал Любовь Андреевну, бросил ее и ушел к другой женщине. Любовь Андреевна очень переживала, пыталась отравиться… «И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…» — так она снова оказалась в России. Приехав, она нашла все таким, как оставила. Брат ее нисколько не изменился, только дочь выросла… Дом остался таким же, а главное, ее горячо любимый вишневый сад. Для Любови Андреевны он олицетворяет ее прошлое, ее детство. В первое уже утро после своего возвращения она видит в саду свою умершую маму в белом платье. И Гаев ничуть не удивился, услышав это. Гаев почти такой же, как и его сестра. Он живет воспоминаниями, полностью оторван от мира. Когда-то он
5-2467 служил финансистом, но ничего не понимает в этом деле… За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного, нужного. До сих пор за ним ходит Фирс, говоря, что и когда нужно надеть. Гаев, также как и Раневская, живет в своем мире, мире, где нет проблем, где жизнь течет равномерно и спокойно. Ему ничего не надо, кроме спокойствия. Я очень хорошо представляю себе эту картину: усадьба, окруженная садом, застывшая в священном безмолвии, в тишине. Там витают философские мысли, мечтания, течет медленная, почти неподвижная жизнь…
К сожалению, это уходит, и приходит новое в лице таких людей, какЛопахин. Лопахин — не дворянин. Его предки были крепостными людьми у предков Раневской и Гаева. Все, чего он добился в жизни, он добился сам, без посторонней помощи. Он имеет право гордиться, и он гордится этим! Особенностью его жизни является то, что он всегда торопится, всегда смотрит на часы. Он живет настоящим и будущим, не понимает Раневскую и Гаева, возмущается их непрактичностью.
Но в пьесе не только Лопахин хочет нового. Аня и Трофимов тоже хотят что-то изменить, переделать. У них есть надежда, почти уверенность, что все будет очень хорошо и что это хорошее придет очень скоро. Им не жаль сада, дома, прошлого, ибо у них этого нет. Они хотят будущего, и непременно хорошего. Но есть и другие, которые не имеют прошлого и не хотят будущего. Например, Шарлотта Ивановна. Она рассказывает, что когда была девочкой, то выступала вместе со своими родителями в маленьком бродячем цирке. После смерти родителей ее взяла на воспитание «одна немецкая госпожа». Она получила какое- то образование и стала работать гувернанткой. «Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет…» — повторяет она с тоской.
Варя. Она тоже осталась между прошлым и будущим. Она должна постоянно работать и чахнет от тоски, от бездействия. После продажи дома и сада она уедет, снова будет экономкой. Если бы у нее были какие-то деньги, то она бы с радостью ушла в монастырь… Лопахин так и не делает ей предложение, потому что не может решиться внутренне отречься от Любови Андреевны…
Период, описанный Чеховым, — это своеобразная точка разрыва времен. Прошлого уже нет, а будущее еще не пришло. Общество раскалывается. Это происходит не очень заметно. Кто-то выбирает прошлое, кто-то будущее, а кто-то остается между временами.
Два века не могут осединится, новый непременно победит и подавит старый.
Россия на переходе… Тогда еще никто не знал, чем и как это кончится. Может быть, этот переход еще не закончен?