Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» стала гранью между двумя эпохами, двумя веками: уходящим, но еще не ушедшим, и наступающим, но еще не наступившим, не пришедшим совсем.
Пьеса была написана в 1903 году. В это время Россия была на перепутье. Позади был уходящий дворянский век, век спокойный, медленный, век значительный. Катастрофы и трагедии, происходившие вокруг, не затрагивали душевного спокойствия и равновесия живущих.
А впереди были огромные перемены, наступал XX век, век машин, быстрого времени, огромных возможностей. Век, когда самые незаметные люди могли стать заметными и значительными. Среди действующих лиц пьесы есть очень разные люди. Раневская и Гаев, без сомнения, представляют старый век.
Любовь Андреевна Раневская — помещица. Когда-то она имела значительное состояние, которое перешло к ней после смерти мужа. Пережила в жизни большую потерю — смерть сына. В этом она винила себя, потому что считала это наказанием за свой грех: после смерти мужа она встретила человека, которого не называла по имени, и полюбила его. После смерти сына несчастная бросила всё — дочь, родину, любимого человека — и уехала за границу. Но тот человек не бросил её, а поехал следом. Любовь Андреевна купила дачу возле Ментоны и прожила там три года, ухаживая за любимым. Потом дачу продала за долги, а возлюбленный обобрал Любовь Андреевну, бросил ее и ушел к другой женщине. Любовь Андреевна очень переживала, пыталась отравиться… «И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…» — так она снова оказалась в России. Приехав, она нашла все таким, как оставила. Брат ее нисколько не изменился, только дочь выросла… Дом остался таким же, а главное, ее горячо любимый вишневый сад. Для Любови Андреевны он олицетворяет ее прошлое, ее детство. В первое уже утро после своего возвращения она видит в саду свою умершую маму в белом платье. И Гаев ничуть не удивился, услышав это. Гаев почти такой же, как и его сестра. Он живет воспоминаниями, полностью оторван от мира. Когда-то он
5-2467 служил финансистом, но ничего не понимает в этом деле… За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного, нужного. До сих пор за ним ходит Фирс, говоря, что и когда нужно надеть. Гаев, также как и Раневская, живет в своем мире, мире, где нет проблем, где жизнь течет равномерно и спокойно. Ему ничего не надо, кроме спокойствия. Я очень хорошо представляю себе эту картину: усадьба, окруженная садом, застывшая в священном безмолвии, в тишине. Там витают философские мысли, мечтания, течет медленная, почти неподвижная жизнь…
К сожалению, это уходит, и приходит новое в лице таких людей, какЛопахин. Лопахин — не дворянин. Его предки были крепостными людьми у предков Раневской и Гаева. Все, чего он добился в жизни, он добился сам, без посторонней помощи. Он имеет право гордиться, и он гордится этим! Особенностью его жизни является то, что он всегда торопится, всегда смотрит на часы. Он живет настоящим и будущим, не понимает Раневскую и Гаева, возмущается их непрактичностью.
Но в пьесе не только Лопахин хочет нового. Аня и Трофимов тоже хотят что-то изменить, переделать. У них есть надежда, почти уверенность, что все будет очень хорошо и что это хорошее придет очень скоро. Им не жаль сада, дома, прошлого, ибо у них этого нет. Они хотят будущего, и непременно хорошего. Но есть и другие, которые не имеют прошлого и не хотят будущего. Например, Шарлотта Ивановна. Она рассказывает, что когда была девочкой, то выступала вместе со своими родителями в маленьком бродячем цирке. После смерти родителей ее взяла на воспитание «одна немецкая госпожа». Она получила какое- то образование и стала работать гувернанткой. «Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет…» — повторяет она с тоской.
Варя. Она тоже осталась между прошлым и будущим. Она должна постоянно работать и чахнет от тоски, от бездействия. После продажи дома и сада она уедет, снова будет экономкой. Если бы у нее были какие-то деньги, то она бы с радостью ушла в монастырь… Лопахин так и не делает ей предложение, потому что не может решиться внутренне отречься от Любови Андреевны…
Период, описанный Чеховым, — это своеобразная точка разрыва времен. Прошлого уже нет, а будущее еще не пришло. Общество раскалывается. Это происходит не очень заметно. Кто-то выбирает прошлое, кто-то будущее, а кто-то остается между временами.
Два века не могут осединится, новый непременно победит и подавит старый.
Россия на переходе… Тогда еще никто не знал, чем и как это кончится. Может быть, этот переход еще не закончен?