Прочитав роман «Война и мир», я долго размышляла обо всех его героях, стараясь сопоставить свое отношение к ним с тем, как мне казалось, относится к ним сам Лев Толстой. Однако я поня¬ла, что мое восприятие неотделимо от того, что писатель вкла¬дывает в образ каждого из них, будь то любовь, уважение или отвращение и гнев. Мне захотелось поразмышлять о том, как Толстой относится к семье Болконских, какие чувства вызыва¬ют у него старый князь, княжна Марья и князь Андрей.
Я написала эту фразу и тут же задумалась — а почему он так официально их называет: князь, княжна… Ведь нигде, ни разу он не говорит: «графиня Наташа» или «граф Пьер». Вероятно, Наташа и Пьер для него «свои», родные и понятные, а между собой и семьей Болконских он ощущает некую дистанцию, от¬давая должное несомненным достоинствам этих людей, но не считая их близкими по духу себе и своим любимым героям.
Начнем с главы семейства — старого князя Николая Андре¬евича Болконского. Едва появившись на страницах романа, он вызывает у читателей священный ужас. Так и хочется восклик¬нуть: «Ну что за самодур! Какой невыносимый старикашка!» Очень уж он жесток по отношению к дочери: слезы наворачива¬ются на глаза, когда читаешь про эти нелепые уроки математи¬ки. Дальше будет еще хуже, когда он унизит ее в присутствии по¬сторонних — даже не просто посторонних, а человека, который приехал к ней свататься: «Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса», «…уродовать себя нечего — и так дурна». На несчастную княжну вылился его гнев, который, по идее, должен был быть направлен против гостей: ведь старый князь знал цену Курагиным, и его оскорбляло, что на их приезд нужно смотреть как на великое счастье. По той же причине чуть не получил пал¬кой Алпатыч, велевший расчистить дорогу к приезду гостей. Для князя Болконского было столь же нелепо породниться и с Рос¬товыми: «Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!.. Умные люди, а? Богатые, а?» И он разрушил счастье сына, назначив бес¬смысленный срок — год — до свадьбы И оскорбив Наташу гру¬бым, издевательским приемом.
Но я все время думаю: что же все-таки меня привлекает в этом невыносимом, непредсказуемом старике? Почему даже его кри¬ки: «С богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!..» вызывают улыбку и запоминаются надолго? Что стоит за его резкостью и деспотизмом? Исключительная, неординарная, яркая личность. Старый князь Болконский напоминает лучших людей своей эпохи. Наверное, таким был граф Суворов — по крайней мере, таким я себе его представляю. Как же складывался характер ста¬рого князя? Он был приближенным Екатерины II, которая окружала себя только яркими, умными и одаренными людьми. Во время царствования Павла I любимцам Екатерины пришлось худо: спасением для них было возвращение к себе в деревню. Так случилось и с князем Николаем Болконским. Когда Александр I разрешил опальным дворянам вернуться, князь не вернулся из деревни. Он был слишком горд, а потому продолжал безвыезд¬но жить в Лысых Горах. «Он говорил, что есть только два источ¬ника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть толь¬ко две добродетели: деятельность и ум… Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности…» Кто бы ни явил¬ся к старому князю, будь то архитектор, садовник или началь¬ник губернии, все они вынуждены были ожидать его в офици¬антской: «И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворя¬лась громадно-высокая дверь кабинета и показывалась в напуд¬ренном парике невысокая фигурка старика…» Сын и дочь по- разному относятся к причудам отца. Княжна Марья никогда — даже себе — не признается в том, что ей тяжело от его деспотиз¬ма. Она не смеет судить отца и упрекает брата, который решает¬ся на это. Однако князь Андрей, зная слабости отца, испытыва¬ет к нему и любовь, и уважение. Неслучайно, отправившись на войну, князь Андрей пишет отцу каждый день. Причем он дела¬ет это не только ради старого князя: у него самого есть в этом по¬требность. Дружба отца очень много для него значит. Когда он разговаривает с отцом, лицо его принимает не то выражение, ко¬торое он напускает на себя в гостиных, а то, которое у него бы¬вает, когда он видит Пьера. Отец и сын очень похожи: оба неве¬роятно умны, благородны и сдержанны. Они понимают друг друга с полуслова, и каждый из них уважает в другом личность. Об этом свидетельствует сцена их прощания перед уходом кня¬зя Андрея на войну. Сын просит отца послать в Москву за док¬тором, когда жене придет время родить. Старый князь против врачей, но он говорит: «Сделаю». Он редко идет против своих убеждений, и в этом коротком «Сделаю» проявляется его пре¬данность и горячая любовь к сыну. Старый князь прекрасно понимает, что его сын несчастлив в браке. «Да нечего делать, дружок, — сказал князь, — они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь». Зная характер ста¬рого князя, трудно представить, что он может сказать это слово: «дружок». Но он произносит его, и в этом единственном ласко¬вом слове вся его тревога за сына, любовь, гордость и печаль предстоящей разлуки. Оба они немногословны, но зато между ними нет никакой фальши: и отец, и сын знают это. Прощаль¬ные слова старика очень просты и вместе с тем значительны: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» Князь Андрей ему отвечает: «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка». Между ними все ясно: они оба знают, что князь Андрей никогда не поведет себя «не как сын Николая Болконского». Старику также понятна просьба сына о будущем внуке: воспитать его самому, если князя Андрея убьют.
Пройдет немало лет, и князь Андрей не сможет пренебречь волей отца: он согласится ждать год до свадьбы с Наташей. Прав он будет или не прав? Мы не можем судить об этом. Я думаю, дело тут не только в сыновнем долге и покорности (с чего это князь Андрей стал покорным!). Наверное, эти два человека так много значат друг для друга и каждый из них так редко о чем-то просит другого, что не выполнить этой просьбы нельзя. В этом заключается их понимание дружбы и уважения.
В княжне Марье мы видим те же ум и благородство не толь¬ко в поступках, но даже в помыслах. Однако она другая: крот¬кая, мягкая и доверчивая. Может быть, в ней соединились мно¬гие из тех качеств, которых недоставало ее отцу и брату. Старый князь воспитывал ее так, чтобы она не была похожа на пустых светских барышень, и это ему удалось. Княжна Марья ни на кого не похожа. Слишком богат и неординарен ее внутренний мир, чтобы кто-то мог понять и оценить ее. Да, собственно, и некому: она живет в деревне с отцом и глупой француженкой. Переписка с Жюли Курагиной свидетельствует о полном одиночестве княж¬ны Марьи. Она придумала себе подругу и не хочет замечать ее
глупости и жеманства, которые проявляются даже в письмах. Когда-нибудь у нее будет настоящий друг — все чувствующая и все понимающая Наташа, но это еще не скоро. Княжна Марья мечтает о любящем муже и детях, но не смеет надеяться на сча¬стье, ведь она так некрасива. Так же, как и Наташа, она оказыва¬ется безоружна против Анатоля: слишком она чиста и благород¬на, да и с подлостью никогда не сталкивалась. Княжна Марья готова сочувствовать всем людям и прощать им все недостатки: она строга только к самой себе. Она нежно любит Пьера, привя¬зана к нему с детства и не желает насмехаться над ним, как Жюли. Она одна поняла, через какое испытание предстоит прой¬ти Пьеру, когда тот получил огромное наследство. Даже князь Андрей, который так любил и ценил Пьера, не подумал о том, как опасно искушение богатством. Долгие годы единственной радостью княжны Марьи будут религия и племянник Николенька. В том, каким вырос младший Болконский, чувствуется ее воспитание. В нем гораздо больше мягкости, чем в отце.
Мне кажется, что, останься князь Андрей жив, в старости он очень напоминал бы своего отца, Николая Андреевича Болконского, — так много в них общего. Княжна Марья и Николенька — другие. Но про всех Болконских можно сказать: это яркие, неординарные личности. Вероятно, они менее близки Толстому, чем Ростовы, которые хотя и не так умны, но зато открыты, эмо¬циональны и душевны. Нов сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем. Чтобы полюбить Болконс¬ких, нужно их хорошо узнать и понять. А вот что нужно сделать, чтобы полюбили Болконские? Я думаю, что каждый был бы польщен, если бы ему удалось завоевать их расположение.