Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Эсхил (около 525-456 гг. до п. э.)

Сочинение на тему «Эсхил (около 525-456 гг. до п. э.)»

Его называют «отцом трагедии». Эсхил писал тетралогии: три
трагедии и одна сатирова драма, где участвовали сатиры. Но, к сожалению,
полностью не сохранилась ни одна из них, и до нас дошла
только одна трилогия «Орестея». Трагедия «Прометей прикованный»
тоже часть трилогии, куда входят «Прометей освобожденный»
и «Прометей Огненосец», но они не сохранились.
Тема трагедии — эпизод изгнания Прометея. Зевс приказал приковать
титана к скале. Конфликт происходит между Зевсом и Прометеем,
и они олицетворяют две силы: силу власти и силу любви к людям;
силу зла и силу добра.
Известно, что Прометей похитил огонь с Олимпа вопреки воле
Зевса. Это огонь знания, его сила должна была пробудить человечество
от сна невежества, дать ему силу разума. Зевс, как верховный
бог, имел свои представления о судьбе человеческого племени и не
хотел делиться с ним высшим знанием. Прометей в этой трагедии
восстал против Зевса, и Зевс своей верховной волей определил страшное
наказание — приковать титана к скале.
Как раскрывается конфликт?
В начале трагедии — пролог. Слуги Зевса, Власть и Сила, приказывают
Гефесту (богу-кузнецу) приковать Прометея к скале. Гефест, сочувствуя
титану, никак не может решиться на такую жестокость, но он
должен подчиниться верховной воле. Прометей произносит
страстный монолог:
О свод небес, о ветры быстрокрылые,
О рек потоки, о несметных волн морских
Веселый рокот и земля, что все родит,
И солнца круг, всевидец, — я взываю к вам:
Глядите все, что боги богу сделали!
Глядите, какую меня обрекли
Муку терпеть тысячи лет,
Вечную вечность!
Эту позорную казнь изобрел
Блаженных богов новоявленный вождь.
От боли кричу, которой сейчас
Казнюсь, и от той, что завтра придет.
Мученью конца я не вижу.
Напрасен ропот! Все, что предстоит снести,
Мне хорошо известно. Неожиданной
Не будет боли. С величайшей легкостью
Принять я должен жребий свой. Ведь знаю же,
Что нет сильнее силы, чем ВСЕВЛАСТНЫЙ РОК.
Но ни молчать, ни не молчать об участи
Своей нельзя мне. Я в ярме беды томлюсь
Из-за того, что людям оказал почет.
В стволе нартека искру огнеродную
Тайком унес я: всем искусств учителем
Она для смертных стала и началом благ.
И вот в цепях, без крова, опозоренный,
За это преступленье отбываю казнь.
Но что я слышу!
И шорох какой-то, и ветром пахнуло.
То боги, иль люди, или, может быть,
Те и другие, к утесам далеким
Пришли, чтоб казнь увидеть? Для чего ж еще?
Глядите, вот я, скованный, несчастный бог!
Да, я ненавистен и Зевсу, и всем
Богам, что при Зевесовом служат дворе.
Они ненавидят меня потому,
Что меры не знал я, смертных любя.
О, горе, что слышу? Не стая ли птиц
Шумит надо мною? От рокота крыл,
От мерного шелеста воздух дрожит.
Что б ни было это, мне страшно.
Что же мы узнаем из монолога? Мы узнаем о противостоянии
(конфликте) Прометея и жестокой власти Зевса. Громовержец олицетворяет
непреложный Закон, но Прометей его нарушает из любви
к людям. Из любви к несчастным, живущим в темноте и невежестве,
Прометей похищает священный огонь. Конфликт не может быть
разрешен.
Далее следует п а р о д — прибытие Хора. Хор вступает в диалог
с Прометеем. Титан рассказывает Хору свою историю, и Хор выражает
сочувствие. Здесь Хор на стороне Прометея, тем самым он высказывает
свою оценку. Хор уходит, и появляется Океан.
Эписодий I. В диалоге участвуют предводительница хора,
Океан, Прометей, Хор. Этот диалог — подтверждение гордости и непокорности
Прометея. Конфликт не может быть разрешен.
Стае им I — новый приход Хора. Хор сочувствует Прометею,
это сочувствие увеличивает значимость страданий изгнанника. Зевс —
это силы зла. Прометей, Океан, Хор — силы добра. Кто победит в этом
противостоянии?
Эписодий I I — монолог Прометея, где раскрываются в своей
сути все благодеяния, сделанные им для людей. Этот монолог центральный
— он содержит главную мысль трагедии: велик подвиг Прометея,
и он сам велик в своем богоборчестве.
Стасим II-песниХора.
Эписодий III. Далее — диалог Прометея и По. В рассказе По
опять звучит подтверждение злодеяний Зевса, что в сравнении
с предыдущим монологом Прометея составляет яркий контраст и
обнажает непримиримый конфликт Прометея и Зевса. По, когда-то
прекрасная девушка, превращена Зевсом в белоснежную корову, так
как он опасался гнева своей ревнивой супруги Геры, но все было
напрасно. Гера, конечно, узнала об измене своего супруга и приставила
к По зоркого Аргуса, но этим не ограничилась: рои слепней, безжалостно
жалящих, преследуют бедную По и не дают ей покоя. И вот она
бежит, гонимая укусами безжалостных слепней. Прометей предсказывает
судьбу По: избавитель Прометея — потомок По.
Стасим III-выходХора.
Экс од — последняя часть трагедии. Диалоги Гермеса и Прометея
оттеняют, придают законченность образам и Зевса, и Прометея.
Гермес просит Прометея смириться и предупреждает титана
о страшном наказании, но герой трагедии непреклонен.
Закончена одна часть трилогии о Прометее. Предупреждения
Гермеса сбываются — Прометей проваливается в Тартар, мрачную
бездну.
Какой же можно сделать вывод? Конфликт трагедии Эсхила
«Прометей прикованный» неразрешим, и он заканчивается гибелью
героя (провалом в Тартар). Казалось бы, победа за Зевсом, который
олицетворяет власть и силу, но Эсхил так выстраивает эпизоды трагедии,
что невольно высвечивается ее основная идея: власть Зевса
имеет силу, но именно эта сила делает его уязвимым. Зевс проигрывает
Прометею во внутреннем плане. Титан страдает за благодеяния,
которые он сделал людям, и именно эти благодеяния делают его внутренне
сильным. Конфликт неразрешим, он заканчивается гибелью
главного героя.