Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой — юной и сильной — жизни… За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Пьеса Чехова “Вишневый сад” отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое еще не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Возможно, это — затишье перед бурей? Никто из персонажей еще не знает ответа, но все чего-то ждут… Точно так же ждал, вглядываясь в неизвестное, и Чехов, ждало и все русское общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности. Ясно было одно: старая жи.знь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная… С поэзией грустных воспоминаний о былой блестящей жизни, навеки отшумевшей, кончается царство вишневых садов. Скоро начнется эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут ее с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой.
Находясь в ожидании, большинство героев Чехова нэ живут настоящим, смысл их жизни заключен либо в идеализированном прошлом, либо в столь же идеализированном будущем. То, что происходит здесь и сейчас, их как будто не волнует (хоть Раневская и оплакивает имение, она ничего не делает для его спасения). Трагизм их положения в том, что существуют они вне “вишневого сада”, который олицетворяет саму жизнь. Вишневый сад — это вечное Настоящее, которое связывает воедино прошлое и будущее в вечном движении жизни. В этом саду росли многие поколения. Сад — это то, что существовало всегда, еще до рождения Раневской, Гаева, Фирса, в нем воплощена высшая правда жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои.
Весной сад цветет, к осени приносит плоды; отмершие ветки дают новые свежие ростки, сад наполнен запахами трав и цветов, пением птиц, здесь кипит жизнь! Напротив, жизнь его владельцев стоит на месте. В пьесе практически нет действия, а персонажи только и делают, что проводят драгоценное время своей жизни в разговорах, которые ничего в ней не меняют. “Вечный студент” Петя Трофимов безжалостно обрушивается на человеческие пороки — праздность, лень, пассивность — и призывает к активности, к труду, проповедуя “высшую правду”. Он утверждает, что непременно найдет для себя и укажет другим путь к ней. Но в жизни он не идет дальше слов и на деле оказывается “недотепой”, который не может закончить курса и над которым все потешаются из-за его рассеянности и неловкости. Аня, душа которой искренне открылась свободным стремлениям Пети, восторженно восклицает: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”. Она легко отказывается от прошлого и с радостью покидает родной дом, ибо впереди у нее — “светлое будущее”. Но слишком призрачна и неопределенна эта новая жизнь, которой так ждут Петя и Аня, а они, сами того не сознавая, платят за нее дорогую цену: рззрывают связь с истоками — с вишневым садом.
Полна смутных и неясных надежд и Раневская. Она плачет при виде детской, произносит напыщенные монологи о своей любви к родине, но тем не менее продает сад и уезжает в Париж к человеку, который обокрал и бросил ее. Сад, конечно же, дорог ей, но только как символ ее увядшей молодости и красоты. Она, как и все остальные герои пьесы, не может понять того, что никакой миф, который человек создает для себя сам, чтобы побороть страх пустоты и хаоса, — никакой миф не наполнит жизнь подлинным смыслом. Продажа сада — это лишь видимое решение проблем, и нет сомнения в том, что мечущаяся душа Раневской не найдет успокоения в Париже, а мечты Пети и Ани не осуществятся. “Вся Россия наш сад”, — говорит Петя Трофимов, но если он с такой легкостью отказывается от того, что связывает его с прошлым, если он не способен увидеть красоту и смысл в настоящем и не осуществляет свою светлую мечту здесь и сейчас, в этом саду, то и потом, в будущем, он едва ли найдет смысл и счастье.
Мечтает о конце “нескладной, несчастливой жизни” и Лопахин, который живет по законам практицизма и выгоды. Выход из положения он видит в покупке сада, но ценит в нем только то, что он большой, и собирается вырубить, чтобы на этом месте строить дачи.
Вишневый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной. Кто знает, может быть, прообразом вишневого сада послужил райский сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?