Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение на тему «Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»»

План
Введение
Финал пьесы — необычное явление в русской драматургии.
Основная часть
Трактовка немой сцены самим автором и литературными критиками.
Ю. Мани дал самую интересную трактовку немой сцены.
Заключение
Появление настоящего ревизора приводит героев к немой сцене.
Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» — необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, — все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. И эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и литературоведы трактовали по-разному.
Сам Н.В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии — это мысль о наступающем возмездии. В.Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором.
Так, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку — в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Но, пожалуй, самую интересную точку зрения высказал Ю. Мани, литературовед, много труда посвятивший гоголевскому творчеству. Он считал, что немая сцена — это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно — чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.
Вот почему появление настоящего ревизора приводит героев к немой сцене.