Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Софокл (около 496-406 гг. до н. э.)

Сочинение на тему «Софокл (около 496-406 гг. до н. э.)»

Софокл — второй корифей греческой трагедии. О нем в «Детской
энциклопедии» можно прочесть следующее: «Один молодой афинянин
обратился в суд. Он утверждал, что его одряхлевший отец
выжил из ума и потому не может распоряжаться имуществом семьи.
Старик не стал оправдываться, он лишь прочел судьям только что
законченную трагедию. После этого спор был сразу решен в его
пользу, а сына признали бессовестным. Трагедия называлась «Эдип
в Колоне», а старика звали Софокл». Всего Софоклом было написано
около ста трагедий, но сохранилось только семь. В трагедии «Эдип
в Колоне» Софокл не рассказывает историю жизни Эдипа — современный
Софоклу зритель был достаточно хорошо знаком с мифом
об Эдипе, убившем своего отца и ставшем мужем своей матери. Его
интересует конец мифа, когда Эдип начинает искать убийцу царя
Лая, а в конце узнает, что это он сам.
Трагедия «Антигона». Сюжет трагедии: Креонт, правитель Фив,
после гибели в единоборстве братьев Этеокла и Полиника (сыновей
царя Эдипа) велит похоронить первого с почестями, а второго, как
изменника, оставить непогребенным. Антигона (дочь царя Эдипа и сестра
Этеокла и Полиника) ослушалась приказа царя и совершила
обряд погребения.
В Прологе из диалога двух сестер Исмены и Антигоны мы
узнаем, что неподчинение приказу царя может грозить смертью, но
Антигона тверда в своем намерении и отвергает совет Исмены смириться.
Йемена и Антигона находятся в одинаковой позиции — они
сестры, но каждая из них делает свой выбор. Йемена не осмеливается
ослушаться Полиника, а Антигона решается под страхом смерти
на погребение.
Совершив погребение по обычаям предков, она тем самым вызывает
гнев Креонта. Креонт разгневан тем, что женщина посмела
ослушаться его приказа, посмела противопоставить свои действия
его власти. Удивительны речи Антигоны, вызывающие восхищение
смелостью и неустрашимостью. Здесь налицо конфликт власти,
государства и семейных традиций, соблюдение которых также подчеркивает
силу любви сестры к брату.
Схваченная стражниками, Антигона отстаивает свою правоту
перед Креонтом.
Эписодий II
Антигона
Не Зевс его мне объявил, не Правда,
Живущая с подземными богами
И людям предписавшая законы.
Не знала я, что твой приказ всесилен
И что посмеет человек нарушить
Закон богов, неписаный, но прочный.
Ведь не вчера был создан тот закон, —
Когда явился он, никто не знает.
И устрашившись гнева человека,
Потом ответ держать перед богами
Я не хотела. Знала, что умру
И без приказа твоего, не так ли?
До срока умереть сочту я благом.
Тому, чья жизнь проходит в вечном горе,
Не прибыльна ли смерть? Нет, эта участь
Печали мне, поверь, не принесет.
Но если сына матери моей
Оставила б я непогребенным,
То это было бы прискорбней смерти;
О смерти же моей я не печалюсь.
Коль я глупа, по-твоему, — пожалуй,
Я в глупости глупцом обвинена.
В этом монологе Антигона отстаивает свое право на соблюдение
божественных законов, доказывая, что закон, придуманный смертным,
не может отменить Закон, данный самим Зевсом.
Креонт приказывает заключить Антигону в тюрьму, где она должна
погибнуть от голода. Антигона, оказавшись замурованной, кончает
жизнь самоубийством. Ее примеру следует ее жених, сын Креонта, проникший
в пещеру. Жена Креонта, Эвридика, также уходит из жизни.
Креонт, виновник всех бед, в конце трагедии уже не тот жестокий
правитель, упивавшийся своей властью, которая лишила его самых
близких и дорогих ему людей.
Заканчивает трагедию хор, он подводит итог, и этот итог звучит
как назидание потомкам:
Эксод
Хор
Мудрость — высшее благо для нас,
И гневить божество не дозволено.
Гордецов горделивая речь
Отомщает им грозным ударом,
Их самих поразив,
И под старость их мудрости учит.
Креонт получил жестокий урок, возомнив себя выше божественной
мудрости. Конфликт заканчивается гибелью героев, но мудрость
жизни торжествует.
Гегель утверждал: «В подлинной трагедии должны прийти в столкновение
с обеих сторон правомерные нравственные силы».
В трагедии Софокла «Антигона» в столкновение пришли две
нравственные силы: закон семьи, установленный божественным
провидением (самим Зевсом), и закон власти, установленный человеком.
Антигона и Креонт олицетворяют собой эти две силы, и между
ними не может не произойти конфликта, в результате которого погибает
Антигона, замурованная в стене.
Образ Антигоны олицетворяет собой нравственную силу огромной
мощи, ее страстные монологи насыщены такой энергией, что в
сравнении с ними доводы Креонта бледнеют. В своей гордыне царь
забывает о божественных законах, Антигона же наоборот — чтит их.
Ее правда обладает реальной силой, потому что она следует закону
о почитании душ умерших, установленному самим Зевсом. Закон
предписывает почитать души умерших, предавая их тела погребению.
Антигона бросает вызов Креонту. В свою очередь, Креонт тоже очень
сильная личность, но его сила питается энергией власти. В результате
этого столкновения погибает Антигона. Но ее смерть — это и ее победа.
Уходят из жизни Гемон, его сын, и Эвридика, его жена. Креонт остался
один, и хор трагедии подводит итог противостоянию этих двух сил.
Власть сильна не жестокостью, не деспотизмом, но мудростью.