Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> Сравнительная характеристика героев ранних романтических произведений А. М. Горького

Сочинение на тему «Сравнительная характеристика героев ранних романтических произведений А. М. Горького»

(На примере одного произведения по выбору учащегося.)
Начало литературной деятельности М. Горького (Алексея Максимовича
Пешкова) приходится на очень непростое время — конец
XIX начало XX столетия. Рубеж веков для истории — сложное время.
Происходит обновление во всех сферах человеческого бытия, исключением
не становится и мир общечеловеческих ценностей. А когда
привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает
необходимость найти «нравственный идеал». Таким идеалом для писателя
Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими
качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий
лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных
ситуациях. Другими словами, герой ранних произведений Горького
— романтический герой. Писатель следует традициям мировой
и русской литературы: его герои ищут смысл жизни вслед за героями
А. С. Пушкина («южные поэмы»), М. Ю. Лермонтова (лирика,
«Мцыри»), Дж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда»).
К ранним произведениям можно отнести повести и рассказы:
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», « Девушка и смерть», а также
сказку «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины», «Песню
о Соколе», «Песню о Буревестнике» и др.
Рассказ Горького «Старуха Изергиль» — рассказ-размышление
о смысле жизни. В нем Горький -романтик, влюбленный в красивых,
сильных, свободных людей, — создает образ исключительного героя.
Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи
и тона он состоит из трех самостоятельных частей. Первая часть —
легенда о Ларре, вторая — рассказ старухи Изергиль, и третья часть —
легенда о Данко. При этом первая и третья части — легенды о Ларре
и Данко — противоположны друг другу. Кажутся противоположными
и сами герои рассказа. Но это на первый взгляд. Попробуем сравнить
двух героев: Ларру и Данко.
Прежде всего, различия между героями мы находим в их внешности.
Если о Ларре автор говорит, что он «красивый и сильный»,
но при этом не забывает отметить, что его глаза «холодные и гордые,
как у царя птиц», то Данко также по описаниям «красив и смел»,
но «в очах его светилось много силы и живого огня».
Видимо, различное воспитание определяет и различное представление
героев о смысле и целях жизни. Ларра не похож на других
людей — не хочет жить, как они, хочет быть свободным, то есть делать,
что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен.
Одним словом, хочет «сохранить себя целым».
Данко же, в отличие от Ларры, «любил людей и думал, что, может
быть, без него они погибнут». Его мечта — свобода не только для
себя, а, прежде всего, для всех соплеменников. Именно поэтому он
берет на себя ответственность за все племя и, жертвуя собой, выводит
их из темного леса к «золотой сияющей реке».
Различными путями к своей цели в жизни идут герои. Ларра считает
себя «первым наземлеи, кроме себя, не видит ничего». Поэтому он презирает
других людей, считает себя вправе властвовать над ними. А люди
наказывают героя за его гордыню — изгоняют его из своего племени,
выбирают для гордеца Ларры самое страшное наказание — одиночество
и бессмертие. Наказание для Ларры «в нем самом».
Совсем неожиданной оказывается и судьба Данко. «Гордое сердце
», которым герой освещал путь из топи и болот к свету, свободе и
счастью, растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-
то». Люди не прощают превосходства над собой, и именно за это
наказан Данко.
В образе Ларры М. Горький представляет проявление крайнего
индивидуализма. Этот герой неприятен читателю: он эгоистичен,
жесток, презирает людей. Данко — полная противоположность — он
альтруист, живет для людей, их счастья. Но почему же так сходно
то, что можно назвать памятью об этих героях? О существовании
Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди
вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования.
А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль,
которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя,
свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм
(Ларра) — альтруизм (Данко).
Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование
о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический
центр повествования. Судьба старухи Изергиль во многом схожа
с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она прожила «мятежную»
жизнь и никогда не была «рабой ничьей». Без сомнения, осуждая
индивидуализм Ларры, старуха Изергиль думает, что ее собственная
жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему
высший идеал любви к людям и самопожертвования. В самом деле,
ее жизнь, как и жизнь Данко, посвящена любви — героиня абсолютно
в этом уверена.
Но нельзя не заметить, как быстро забывает Изергиль о своих
возлюбленных, с какой легкостью уходят они из ее жизни, сердца
и памяти. Изергиль, как и Ларра, живет «жадно», беря от людей все,
что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это,
«тратила» себя, не жалея.
Кроме этого, итог ее жизни — одиночество, она «прилепилась»
к чужим людям и доживает с ними свой век. Но все-таки жизнь ее
не прошла даром: она приносила счастье тем, кого любила, и ради
любимого могла пожертвовать собой.
Люди, среди которых живет Изергиль в старости, любят ее, им
нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той
силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди
«не живут, а все примеряются … и кладут на это всю жизнь. И когда
обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу.
Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба,» — говорит старуха
Изергиль.
И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и каким бы
горестным ни был итог их жизни, они все-таки жили, а не «примерялись
».