(На примере одного произведения по выбору учащегося.)
Начало литературной деятельности М. Горького (Алексея Максимовича
Пешкова) приходится на очень непростое время — конец
XIX начало XX столетия. Рубеж веков для истории — сложное время.
Происходит обновление во всех сферах человеческого бытия, исключением
не становится и мир общечеловеческих ценностей. А когда
привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает
необходимость найти «нравственный идеал». Таким идеалом для писателя
Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими
качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий
лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных
ситуациях. Другими словами, герой ранних произведений Горького
— романтический герой. Писатель следует традициям мировой
и русской литературы: его герои ищут смысл жизни вслед за героями
А. С. Пушкина («южные поэмы»), М. Ю. Лермонтова (лирика,
«Мцыри»), Дж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда»).
К ранним произведениям можно отнести повести и рассказы:
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», « Девушка и смерть», а также
сказку «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины», «Песню
о Соколе», «Песню о Буревестнике» и др.
Рассказ Горького «Старуха Изергиль» — рассказ-размышление
о смысле жизни. В нем Горький -романтик, влюбленный в красивых,
сильных, свободных людей, — создает образ исключительного героя.
Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи
и тона он состоит из трех самостоятельных частей. Первая часть —
легенда о Ларре, вторая — рассказ старухи Изергиль, и третья часть —
легенда о Данко. При этом первая и третья части — легенды о Ларре
и Данко — противоположны друг другу. Кажутся противоположными
и сами герои рассказа. Но это на первый взгляд. Попробуем сравнить
двух героев: Ларру и Данко.
Прежде всего, различия между героями мы находим в их внешности.
Если о Ларре автор говорит, что он «красивый и сильный»,
но при этом не забывает отметить, что его глаза «холодные и гордые,
как у царя птиц», то Данко также по описаниям «красив и смел»,
но «в очах его светилось много силы и живого огня».
Видимо, различное воспитание определяет и различное представление
героев о смысле и целях жизни. Ларра не похож на других
людей — не хочет жить, как они, хочет быть свободным, то есть делать,
что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен.
Одним словом, хочет «сохранить себя целым».
Данко же, в отличие от Ларры, «любил людей и думал, что, может
быть, без него они погибнут». Его мечта — свобода не только для
себя, а, прежде всего, для всех соплеменников. Именно поэтому он
берет на себя ответственность за все племя и, жертвуя собой, выводит
их из темного леса к «золотой сияющей реке».
Различными путями к своей цели в жизни идут герои. Ларра считает
себя «первым наземлеи, кроме себя, не видит ничего». Поэтому он презирает
других людей, считает себя вправе властвовать над ними. А люди
наказывают героя за его гордыню — изгоняют его из своего племени,
выбирают для гордеца Ларры самое страшное наказание — одиночество
и бессмертие. Наказание для Ларры «в нем самом».
Совсем неожиданной оказывается и судьба Данко. «Гордое сердце
», которым герой освещал путь из топи и болот к свету, свободе и
счастью, растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-
то». Люди не прощают превосходства над собой, и именно за это
наказан Данко.
В образе Ларры М. Горький представляет проявление крайнего
индивидуализма. Этот герой неприятен читателю: он эгоистичен,
жесток, презирает людей. Данко — полная противоположность — он
альтруист, живет для людей, их счастья. Но почему же так сходно
то, что можно назвать памятью об этих героях? О существовании
Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди
вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования.
А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль,
которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя,
свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм
(Ларра) — альтруизм (Данко).
Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование
о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический
центр повествования. Судьба старухи Изергиль во многом схожа
с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она прожила «мятежную»
жизнь и никогда не была «рабой ничьей». Без сомнения, осуждая
индивидуализм Ларры, старуха Изергиль думает, что ее собственная
жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему
высший идеал любви к людям и самопожертвования. В самом деле,
ее жизнь, как и жизнь Данко, посвящена любви — героиня абсолютно
в этом уверена.
Но нельзя не заметить, как быстро забывает Изергиль о своих
возлюбленных, с какой легкостью уходят они из ее жизни, сердца
и памяти. Изергиль, как и Ларра, живет «жадно», беря от людей все,
что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это,
«тратила» себя, не жалея.
Кроме этого, итог ее жизни — одиночество, она «прилепилась»
к чужим людям и доживает с ними свой век. Но все-таки жизнь ее
не прошла даром: она приносила счастье тем, кого любила, и ради
любимого могла пожертвовать собой.
Люди, среди которых живет Изергиль в старости, любят ее, им
нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той
силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди
«не живут, а все примеряются … и кладут на это всю жизнь. И когда
обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу.
Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба,» — говорит старуха
Изергиль.
И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и каким бы
горестным ни был итог их жизни, они все-таки жили, а не «примерялись
».