Антон Павлович Чехов — один из величайших писателей-классиков. Тематика его произведений часто перекликалась с творчеством других великих писателей, и все же Чехов был глубоко индивидуален: его стиль, его язык, его точка зрения во многом отличались от стиля и языка других авторов. Одна из величайших тайн чеховского искусства слова заключалась в том, что не только каждое его произведение, но и буквально каждая фраза была наполнена его личностью. За простотой, открытостью, понятностью скрывался богатый жизненный опыт автора. Правда жизни — вот что привлекало Чехова прежде всего. И этой правде Чехов не изменял никогда.
В определенный период у Чехова начинают появляться рассказы, объединенные в небольшие циклы. Такова маленькая трилогия, написанная в 1898 году: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Вся трилогия представляет собой нерасторжимое единство комического и трагического. Название одного из ее рассказов — «Человек в футляре» — довольно странное и нелепое, но оно очень точно отражает человеческую сущность героя.
Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя. Он носит темные очки, фуфайку, уши закладывает ватой и, когда садится на извозчика, то приказывает поднимать верх коляски. И древние языки, которые преподает Беликов, являются для него, в сущности, теми же калошами и зонтиком, куда можно спрятаться от действительной жизни.
Мысль свою он также старается облачить в чехол: для него ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых что-нибудь запрещается. Почему? Да потому, что в запрещении все четко, определенно и понятно. Все в футляре, ничего нельзя — вот это идеальная жизнь!
Болезненный страх Беликова отравляет общественную атмосферу, становится пугающе активной силой. Трусливое, дрожащее существо пятнадцать лет держит в своих руках не только гимназию — весь город. Сам Беликов этого не понимает, он всего-навсего повторяет: «Как бы чего не вышло», вздыхает, ноет да еще ходит по учительским квартирам, сидит там и будто что-то высматривает. Это называется у него «поддерживать добрые отношения с товарищами».
В стране, где господствует полицейский сыск, донос, судебная расправа, где преследуется живая мысль, доброе чувство, одного вида Беликова достаточно, чтобы привести человека в трепет. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и у него самого это высокое чувство находится только в стадии зародыша, и он не дает ему развиться. В своих отношениях с Варенькой он боится принять ответственное решение и, как всегда, «прячет голову в песок».
Когда же Беликов умирает, создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил. Беликов умирает единственно от страха перед жизнью. Хоронят его с «большим удовольствием». Но смерть учителя греческого языка не избавляет город от «беликовщины». Жизнь и после его похорон остается такой же: «не запрещенной циркулярное по и не разрешенной вполне». За фигурой этого человека мы видим типичное явление общественной жизни в России той эпохи. Имя чеховского героя становится нарицательным, как имена Хлестакова, Чичикова, Иудушки Головлева.
О силе художестве и по го мастерства Чехова мы можем судить по огромному впечатлению, которое производит па нас этот рассказ. Он удивляет своей четкостью, ясностью, жизненной правдивостью. А достигается все это художественной структурой произведения, его краткостью и лаконичностью.
Чехов всегда считал, что «умение писать — это умение вычеркивать плохо написанное». Оставляя только самое важное, самое необходимое, великий художник умел создать в рассказе полную и яркую картину, вызвать у читателя богатейшую гамму чувств. Сюжетное построение этого произведения просто и оригинально. 13 его основе лежит столкновение Беликова и Коваленко, людей, которые имени совершенно разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы.
Следует отмстить и пафос рассказа «Человек в футляре». Кроме сатирического и комического, здесь чувствуется и лирическое начало. Это достигается олицетворением предметов: «И кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением, и что зла уже нет на земле, и все благополучно».
Но все же, в первую очередь, «Человек в футляре» — рассказ сатирический. В качестве основного приема автор использует в нем такую художественную деталь, как футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление — «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» становится крылатым выражением.
Сказанная Чеховым правда о России — суровая. Но в ней нет и тени безнадежности. Во всем его великом наследии так или иначе видна глубокая вера в родную страну и в ее людей.