Первый период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя — бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой.
В первом рассказе “Макар Чудра” мы отчетливо видим позицию старого цыгана, главного действующего лица рассказа. Он отрицает нищенское, жалкое существование, он не может принять его: “Что ж, — он родился затем что ли, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?” Эти слова как бы подтверждают позицию автора о свободе каждого человека, о его независимости, непримиримости к условиям жизни. Эта мысль также находит свое подтверждение во второй части рассказа Макара Чудры о любви Лойко и Радды. Старик гово-‘ рит, что для двух молодых людей свобода гораздо важнее и ценнее, чем чувство любви и даже жизнь.
Горький намеренно не дает нам полного описания портретов своих героев, он старается показать их яркую внешность в целом, специально преувеличивая ее яркость. Вот, например, портрет Лойко: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка -целое солнце, ей богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем”. Все, что наиболее примечательно во внешнем облике героя, служит у Горького средством создания романтического ореола. Кажется, что иногда Горький будто останавливается, ослепленный красотой своего персонажа, и отказывается ее описывать, потому что словами невозможно передать великолепие человека. Этот прием автора можно увидеть при описании внешности Радды: “В ней, этой Радде, словами не опишешь ничего. Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как душу свою, знает”.
Рассказ Макара Чудры построен так, что он сначала описывает своих героев, затем рассказывает о столкновении между ними, а уже потом будто передает им самим слово. Так, нарастающее напряжение между Лойко и Раддой передается репликами, сценкой спора между ними и рассказами о схватках между молодыми людьми. И уже здесь мы замечаем еще одну особенность романтического рассказа М. Горького. Она заключается в передаче основной темы через песню. Именно с песни начинается столкновение между людьми, которые полюбили друг друга, но которые не умеют показать это, не могут согласовать чувство со своей независимостью, свободой. Эту песню поет Лойко, а своенравная Радда лишь насмехается над ним и его песней.
В следующем рассказе, “Старуха Изергиль”, на первом плане — рассказчик, рядом с ним находится слушатель, который, по сравнению с предыдущим, из рассказа “Макар Чудра”, еще более отодвинут на задний план. Именно этим автор добивается ощущения полноты раскрытия образа рассказчика, старой Изергиль. Слушатель не вмешивается в ход повествования, не дает характеристик. В этом смысле Макар Чудра — просто рассказчик, передающий историю отношений Лойко и Радды с точки зрения своего отношения к жизни, своего миропонимания, а Изергиль заново переживает все, что случилось с ней б молодости, раскрывает свою душу. Ее жизнь очень пестра, своеобразна, полна впечатлениями. Все это настроение подчеркивает пейзаж. Картины природы создают своеобразный художественный пролог, обрамление легендам, которые рассказывает старуха. Первая легенда старой Изергилъ — сказание о Ларре, сыне орла, вторая — о Данко, герое-спасителе. Именно в этой легенде природа — могучая сила, она подавляет людей, раскрывает их ничтожность, серость, ординарность. Образы деревьев-великанов с переплетенными корнями — символ рабства. Здесь создан целый мир зла, здесь нет места подвигу. Это зло убивает человека, обрекает его на жалкое существование. Но и здесь смог появиться сильный человек, способный бросить вызов этому миру. И зло побеждено, мы уже наблюдаем совсем другую картину: “Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…” Это мир добра, идеальный мир, полная противоположность миру тьмы, из которого вывел людей Данко.
Историю же любовных похождений Изергиль не стоит воспринимать лишь как рассказ о многочисленных приключениях молодой девушки. Ведь весь смысл ее признаний — в ее мятежном духе, стремлении искать счастье и свободу. Она хотела оставить след в жизни людей, сделать свою жизнь яркой, она искала достойного человека, для которого могла бы жертвовать всем. Все эти три рассказа связаны между собой идейно. Автор в них ставит вопрос о личности, взаимоотношениях личности и общества, о подвиге. Он все больше раскрывает содержание подвига.
Еще один специфический прием можно заметить, сравнивая “Макара Чудру” и “Старуху Изергиль”. Он заключается в обрамлении повествования пейзажем. Оба рассказа начинаются с описания природы и заканчиваются тем же. Пейзаж, как мне кажется, помогает углублению характеристики героя. Природа здесь яркая, бурная, готовая в любой момент либо бросить вызов человечеству, либо смиренно подчиниться.
Рассказ “Челкаш” является переходным звеном от романтических рассказов к реалистическим, так называемым рассказам из “босяцкого цикла”.. Именно босяк становится тем самым героем-бунтарем, именно в нем Горький замечает неординарность.
Сюжетный центр рассказа — ночной грабеж, но кульминация, однако, вовсе не совпадает с ним, она находится в конце произведения, когда раскрываются вполне характеры двух героев, Гаврилы и Челкаша, их психология.
Во время ночного грабежа мы видим в Челкаше чувства, о которых и не могли подозревать. Он восторгается морской стихией, преклоняется перед ней, наверное, потому, что сам похож на это море. А Гаврила панически боится стихии. Мы узнаем, что для Челкаша деньги — лишь возможность бросить вызов обществу, как это делает стихия. Ему неприятна, отвратительна жадность Гаврилы. Отдав ему награбленные деньги, Чел-каш сразу почувствовал себя лучше, выше Гаврилы.
В своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с пошлостью человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве.