Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Сюжет, герои, проблематика повести "Шинель" Н. В. Гоголя

Сочинение на тему «Сюжет, герои, проблематика повести «Шинель» Н. В. Гоголя»

Наша литература богата талантами, величина которых поражает и восхищает. Одним из них является гениальный писатель, сказавший свое веское слово не только в русской, но и в мировой культуре — Николай Васильевич Гоголь. Творения этого писателя, обнажающие социальные пороки царской России, становятся одним из важнейших звеньев русского критического реализма, а его взор устремляется в глубь народной жизни.

Мелочное, прозаически-убогое прозябание и широкая жизнедеятельность — эти два полюса живо ощущаются в лучших созданиях великого русского сатирика. И особенно в тех произведениях, где он поднимает тему «маленького человека», запуганного, бесправного, беззащитного в этом жестоком и несправедливом окружающем мире. Наиболее остро эта тема затронута в повести «Шинель», а ее главный герой является ярким примером такого «маленького человека».

То, что этот образ типичен для России того времени, мы понимаем с первых же слов автора: «В одном департаменте служил один чиновник». И не надо конкретизировать: где и в каком. Потому что в любом из них существует свой маленький человек, жертва системы, прообразом которого и является Акакий Акакиевич Башмачкин. Рисуя этот персонаж, Гоголь показывает нам, до какой степени калечит, духовно опустошает человека мир департаментов, ведомств, где господствует мертвая форма циркуляров, где суть дела никого не интересует. Именно в этом мире казенных бумаг и проводит всю свою жизнь главный герой — «вечный титулярный советник». В департаменте ему не оказывают никакого уважения. Сторожа не встают с мест, когда он проходит мимо, начальники ведут себя с ним «холодно-деспотически», а молодые чиновники посмеиваются и острят, сочиняя про него разные смешные истории. В ответ же только и слышно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Башмачкин до того жалок и запуган, что не может постоять за себя.

И тут за него вступается автор в образе молодого человека, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, но остановился, услышав слова бедного чиновника: «Я брат твой».

Трудно живется Акакию Акакиевичу в своей должности, но он уже привык к этой бессмысленной работе, переписке бумаг, и даже любит ее. В простом переписывании ему видится свой разнообразный и приятный мир. У Вашмачкина есть даже свои любимые буквы. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не пытается даже размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться и переживать.

Так, получая нищенское жалование, без семьи, без друзей, без каких-либо желаний и стремлений живет Башмачкин десятки лет. В мире этого чиновника ничего не происходит, и, не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего было бы рассказать. Акакий Акакиевич не стремится к невиданной роскоши: он просто вынужден заказать себе новую шинель, так как старая пришла в негодность. Мечта о шинели на вате становится для него подобием великой и невыполнимой задачи. И чтобы достигнуть желаемого, ему приходи геи голодать по вечерам, отказываться от чая, не жечь свечей и сидеть в темноте. Но жизнь его наполняется смыслом. Сам процесс обдумывания, как и какую шип» шинель, хлопоты, связанные с покупкой материала, примерки — все это доставляет Ьашмачкину радость, которую он раньше никогда не испытывал. Длл.е внешность его меняется: он становится живее, тверже характером, как человек, у которого есть в жизни цель, с лица его исчезает нерешительность, и в глазах появляется огонь.

Наконец шинель сшита, и наш герой отправляется в ней в департамент. В этой сцене мы вновь чувствуем суровую и беспощадную сатиру автора, обличающие низменные нравы сослуживцев Башмачкина. Те, кто раньше не считал его за человека, увидев его в новой шинели, резко меняют к нему отношение. Гоголь смеется над этими людьми, готовыми проникнуться уважением к вещи, но не способными разглядеть душу.

Радостный вечер торжества «маленькою человека» вдруг оборачивается для него трагедией. Воры похищают его новую шинель. Акакий Акакиевич обращается за помощью к разным людям, но нигде не находит ответа. В чиновничьем мире все глухи к мольбам и страданиям простого человека. «Значительное лицо», у которого ищет защиты наш герой, не только не помогает ему, но, наоборот, наносит еще большую обиду: он «распекает» Башмачкина за неуважение, топая ногами и «повышая голос до такой сильной ноты», что тот, бедный, не выдерживает, и его выносят почти без движения. Именно в этой сцепе с наибольшей силой проявляется социальная трагедия «маленького человека». Он оказывается бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и и конце концов погибает так же незаметно, как и жил.

Финал помести фашастичен, но именно такой способ позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. Только после смерти Башмачкин поднимается на недоступную ранее высоту, становится способным на бунт и даже на месть. Смысл фан тастического воскресения Акакия Акакиевича заключается в том, что в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека бывают моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинели с сановных лиц, «маленький человек» становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных, героем, способным постоять за себя и дать отпор бесчеловечному и несправедливому окружающему миру.

Основное значение повести Гоголя для русской литературы состоит в том, что он выводит в ней «маленького человека» как героя, как личность. Впоследствии русские писатели будут часто опираться на эту гоголевскую традицию. Нам хороню известны слова Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». В своем произведении писатель выступает в защиту бесправных, униженных обществом людей, выказывая им самое искреннее, теплое сочувствие. Посмеиваясь над умственной ограниченностью своего героя, Гоголь показывает, что жалок не он сам, а тот мир, который делает его таким. Это смех сквозь слезы.

Конечно, гоголевские образы чаще всего не являются воплощением лучших человеческих качеств, но их внутренний пафос, их внутренняя энергия направлены на совершенствование жизни и человека. Поэтому воздействие произведений Гоголя на читателей не только не уменьшается, но непрерывно расширяется и возрастает.