Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Чехов — драматург

Сочинение на тему «Чехов — драматург»

На сцене все должно быть так, как в жизни: люди обедают, только
обедают, а в это время слагаются их жизни и разбиваются их сердца.
А. П. Чехов

Особенности драматургического конфликта. Это высказывание
Чехова о театральных постановках стало формулой чеховских
пьес. Без преувеличения надо сказать, что Чехов совершил переворот
в драматургии. До него драматургическое действие определялось
интригой, конфликт был социальным, философским, политическим.
Пьесы Островского — конфликт бедности и богатства, конфликт
добродетели и порока, корысти и бескорыстия и т. д.
Чехов не сразу, но именно в своих знаменитых пьесах («Три сестры»,
«Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад») создает конфликт совсем
другой природы, это не конкретный конфликт, а конфликт человека
с самим собой и в то же время со всем миром. Такого не было
даже у Шекспира, общепризнанного гения мирового уровня. На сцене
в пьесах Чехова «люди обедают, только обедают», как и в жизни, все
заполнено мелочами, а за этими мелочами где-то на личностном
уровне происходят трагедии — «разбиваются сердца».
В свое время критика и театральные деятели обвиняли Чехова
в том, что его пьесы несценичны. Слишком много разговоров и нет
действия. Пьесы Чехова не имели успеха, потому что их играли по законам
театра Островского, где конфликт был ярко выражен. В его
пьесах все драматические события происходят за сценой, о них мы
узнаем из диалогов и монологов действующих лиц. Но главное, чего
добивался Чехов в театральных постановках по своим пьесам, — это
психологизм. Герои ходят, разговаривают, но каждое движение, каждая
интонация должны отражать внутренний мир, присущий только этому
персонажу. Большое значение Чехов придавал ремаркам, пояснениям,
звукам, музыкальному оформлению. Особую значимость имели паузы,
создававшие психологическую атмосферу. Поэтому пьесы Чехова
было трудно играть. Ярким примером тому является сценическая
история пьесы «Чайка».
Пьеса « Чайка». В 1896 г. на сцене Александрийского театра пьеса
с треском провалилась. Зрители ничего не поняли в спектакле.
Через два года на сцене Московского Художественного театра пьеса
имела шумный успех. Как это могло быть? — Все дело в режиссуре.
Молодой актер и режиссер К. С. Станиславский дал совсем иную
интерпретацию, обратив внимание на все рекомендации автора. Так
родилась знаменитая система Станиславского, главная идея которой
состояла в том, что актер не роль должен играть, а воплотиться, раствориться
в герое, играть как в жизни, без театральных жестов, без
громких реплик. Все как в жизни. Но чтобы воплотить это все,
необходимо было сломать старые каноны.
О чем пьеса? О любви, но о любви несчастной, безответной. Все
любят, и все несчастны. Чехов писал пьесу не просто о любви, но и
о людях искусства, он ставил вопрос об эстетическом осмыслении
бытия.
Молодая девушка Нина Заречная мечтает стать актрисой, великой
актрисой, она живет в соседнем имении с мачехой и отцом.
Ее любит Константин Треплев, начинающий писатель, а она просто
увлечена им. Треплева безнадежно любит Маша Шамраева, дочь управляющего
имением Аркадиной, актрисы, матери Константина
Треплева. Машу Шамраеву в свою очередь любит учитель Медве-
денко, вечно жалующийся на жизнь. Аркадина любит Тригорина,
известного писателя, который позволяет себя любить. Таково
состояние героев, страдающих от безответной любви. Атмосфера
наэлектризована этими отношениями. Но все усложняется тем, что
герои-люди искусства, они желают еще и самоутвердиться в жизни
через искусство и очень нервно реагируют на любое замечание. Нина
только и говорит о своей мечте стать актрисой. Тригорин и Аркадина,
состоявшиеся люди в искусстве, уже не хотят ничего нового.
Столкновение самолюбий происходит в первом же действии.
Треплев приглашает всех посмотреть спектакль, поставленный по
его пьесе, где Нина Заречная играет главную роль. Она вся в белом
и изображает Мировую Душу. Ее монолог, насыщенный аллегориями,
отражающий философское осмысление человеческого бытия, вызывает
в Аркадиной насмешку, непонимание. Происходит безобразная
сцена, раскрывающая отношения между матерью и сыном, в которых
нет любви. Константину нужна поддержка Аркадиной как актрисы
и как близкого человека. Но все, что зритель наблюдает, — это
развившийся комплекс неполноценности у Константина Треплева. Но
этого мало. Дальше все происходит как в жизни. Нина очарована
Тригориным, она готова пойти с ним куда угодно. Любовь молодого
человека ей не нужна. А для Тригорина любовь молодой девушки,
как ему сначала казалось, — последний шанс вновь почувствовать себя
молодым. Но увы, привычка «свыше нам дана, замена счастию она».
А привычка Тригорина — во всем видеть лишь сюжет для небольшого
рассказа. Нина, ее молодость и красота вызвали в воображении писателя
аллегорический сюжет про чайку, живущую на берегу озера, которую
однажды убил охотник — просто так, из прихоти.
Нина уезжает с Тригориным. Прошло несколько лет, жизнь шла
своим чередом. Произошли изменения. Треплев стал известным
писателем, Маша Шамраева вышла замуж за Медведенко, но по-прежнему
любит Треплева. Аркадина и Тригорин снова вместе. А Нина?..
О своей судьбе она сама рассказывает в последнем действии. Таланта
у нее оказалось мало, в столичный театр ее не взяли. Она стала любовницей
Тригорина, родился ребенок, который потом умер. Тригорин
вернулся к своей старой привязанности, к Аркадиной, а она… стала
провинциальной актрисой. В монологе Нины звучит энергия жизни,
онане сломалась, онахочет стать настоящей актрисой. Слушая ее, Треп-
лев понимает, что Нина не вернется к нему. А без Нины он жить не
согласен. Выстрел прозвучал, когда все собрались играть в лото.
Треплев ушел из жизни, потому что не смог вытерпеть одиночества.
Почему все несчастны, в чем причина? Может быть, в том, что все
хотят любви ради себя, никто ничем не хочет жертвовать. Все любят
себя, и потому все одиноки. И люди искусства, которые могут утвердить
себя через творчество, тоже несчастны и одиноки.
Интересно, что в самом начале своего творчества Чехов пытался
войти в литературу как драматург, но неудачно. Его первая пьеса
«Безотцовщина» была банальна в своей основе. В конце творческой
жизни он написал свое последнее произведение, пьесу «Вишневый
сад», постановки которой обошли все театры мира. Вот ведь какой
парадокс: автор неудачной пьесы «Безотцовщина» стал драматургом,
определившим пути развития мировой драматургии на все XX столетие.
В 1889 г. — первая большая удача, драма «Иванов» (первая редакция
1887 г.). Основная мысль пьесы в том, что в жизни каждый живет
сам по себе, не слыша другого, не чувствуя и не понимая его
страданий. Это становится причиной дисгармонии. Главный герой
Иванов совершает самоубийство именно по причине осознания этой
дисгармонии и невозможности ее преодоления. Чехов выстраивает
диалоги таким образом, что читатель и зритель понимают, что трагедия
Иванова в нем самом, а если идти дальше, — то в природе самого
человека, а не в обстоятельствах. Молодому Чехову удалось «открыть»
закон жизни (законы известны с древнейших времен, но каждый
человек «открывает» их для себя сам), что внешние обстоятельства —
это точная копия того, что происходит внутри нас.
Но в этой пьесе нет исследования этих законов, есть только намеки,
и зритель должен сам приоткрыть завесу жизни героя. Люди
разъединены, потому что каждый утверждает свой эгоизм, и проблема
разъединенности, кажется, даже забавляет писателя.
Чехов прошел через водевили. Водевиль — маленькая, одноактная
пьеса, где все действие которой строится на неузнавании. Отсюда
комизм, но комизм с обязательной моралью. Но даже в жанре
водевиля Чехов кое-что изменил. До Чехова водевиль — комедия характеров.
Разница существенная. Но если эта разобщенность людей, их
глухота друг к другу в маленьких пьесах вызывали смех, то в больших
пьесах вели к трагедии. В больших пьесах исследование внутреннего
смысла тех или иных обстоятельств и стало особенностью драматургии
Чехова. «Чайка» была первой пьесой, в которой внешние
обстоятельства были следствием внутреннего состояния героев.
Об этом говорилось выше.
Пьеса «Дядя Ваня» (1897) — о том, что люди недовольны
жизнью и стремятся к счастью, потому что счастье для них — это
и самоутверждение.
Люди недовольны жизнью, но кто виноват? Виноваты сами. Но
где же выход? Получается замкнутый круг. Как разрушить рутину
жизни, которую сам же человек и создает? Чехов отвечает знаменитым
монологом Сони, которым заканчивается пьеса: «Что же делать,
надо жить… Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный
ряд дней, долгих вечеров; будем трудиться для других и теперь,
и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно
умрем и там за гробом скажем, что мы страдали, что мы плакали,
что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобой, дядя,
увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на
теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и
отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно… Мы отдохнем!
Мы услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах, мы увидим, как
все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое
наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою,
как ласка. Я верую, верую…»
Ради этих слов стоит прочитать всю пьесу. Именно монолог Сони —
ключ к пониманию смысла и назначения жизни. Вера и терпение
противостоят всем иллюзорным мечтам человека о счастье.
«Три сестры» (1901) — «самое загадочное произведение Чехова».
Оно трудно поддается анализу, потому что наполнено разным настроением.
У каждой сестры свой характер, и каждая из них ведет
свою мелодию. Словом, Чехов в этой пьесе отразил всю нелогичность
жизни, в которой страдают сестры. На протяжении всей пьесы
они часто говорят о том, что скоро поедут в Москву, но зрителю
с каждой фразой о Москве становится понятно, что в Москву они никогда
не уедут, потому что такой Москвы не существует. Москва —
это надежда на лучшую жизнь, которая для сестер недостижима.
Но в финале звучит мысль о том, что через преодоление страдания
можно обрести радость. (По М. М. Дунаеву.)