М. Горький — это замечательный писатель начала XX века, который в своих драматических произведениях стал продолжателем традиций А.П. Чехова.
Новаторство Антона Павловича заключалось в том, что главное для него было создать театр настроений, переживаний, эмоций. Именно эту особенность и перенял Максим Горький у своего предшественника, только трактовал её, безусловно, в ином контексте. Для писателя было важно показать читателю неторопливый темп повседневной жизни, обратную сторону бытия, столкновение противоположных мироощущений и мировоззрений. Примером этому может послужить драма «На дне», созданная в 1902 году.
Данное художественное произведение имеет свою самобытность, иначе говоря, своеобразие. Во-первых, М. Горький изобразил в драме жителей так называемого «дна». Герои опустились на низшую ступень иерархии, не веря в спасение души. В это время и появляется центральный персонаж пьесы — странник Лука, который с помощью слова находит ключик к сердцу каждого обитателя ночлежки. Он вселяет надежду в лучшее будущее. Конечно, мечты, навеянные странником, несбыточны. Нужны ли героям вообще эти иллюзии? Что лучше для них: истина или сострадание, правда или утешительная ложь? Ответить на данные вопросы автор предлагает непосредственно читателю. Это и есть основная особенность его драматургии: вовлечение читателя в проблему для её дальнейшего разрешения.
Из всего вышеперечисленного выливается и наше отношение к Луке. Нельзя однозначно отнести его к положительным или отрицательным героям. Это просто невозможно. Если взглянуть с одной стороны, становится ясно, что подарив человеку мечту, странник обрекает его на неизбежные страдания. Но с другой стороны, старик тем самым помогает героям, облегчает ненадолго их беспросветную жизнь.
Таким образом, в заключение следует сказать, что, будучи последователем традиций А.П. Чехова, М. Горький внес в жанр драматургии нечто новое и своеобразное. Отражая «брожение» мысли в современном писателю мире, он предоставляет право читателю самостоятельно разобраться в проблеме текста.