В своей поэме «Мертвые души» Гоголь широко развернул картины русской действительности, картины жизни различных слоев общества. Писатель создал огромное эпическое полотно, в котором отразилась вся Русь, хотя и «с одного бока». Изобра¬жая людей привилегированной среды, Гоголь решительно отка¬зался от показа «возвеличенных образов». В «Мертвых душах» получили свое дальнейшее развитие художественные принци¬пы, воплощенные в «Ревизоре». Обрисовка мелочных, пошлых героев здесь сливается с воплощением больших социальных тем. Изображение каждого действующего лица тесно связано с раз¬витием темы России и народа.
Большое внимание Гоголь уделял описанию той конкретной социально-бытовой обстановки, которая породила героев поэмы и от которой они неотделимы. Показ среды приобретал особую значимость потому, что писатель в «Мертвых душах» раскры¬вал не только судьбы отдельных героев, но и судьбу целого со¬циального уклада.
Общественная среда нарисована в поэме-романе как много¬образное и сложное явление. Взаимоотношение человека и со¬циальной среды для Гоголя было исходным моментом в показе психологии и поведения действующих лиц. Пороки главных действующих лиц поэмы проистекают не из внутренней приро¬ды человека, а являются выражением конкретных жизненных условий и обстоятельств.
Выбрав в качестве сюжетной основы повествование о покуп¬ке и продаже мертвых душ, Гоголь изображает все происходя¬щее как ординарное явление. Ведь такая идея могла прийти в голову главному герою только потому, что он был уверен: тор¬говля крестьянами как живым товаром вполне возможна. По мере осуществления Чичиковым своего замысла на сцене появ¬ляются другие действующие лица, которым Гоголь дает глубо¬кую и беспощадную характеристику. Отношение к крепостни¬ческой собственности, к народу объединяет этих героев и выявляет их сущность.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин по- настоящему комичны и смешны потому, что их облик ничтож¬ных людей находится в резком противоречии с тем положением «хозяев жизни», которое они занимают. Никчемные существа, ведущие паразитический образ жизни, они считают себя солью земли, воплощением мудрости и добродетели. Поместные хозя¬ева не только смешны, но и глубоко отвратительны. Мертвые души владеют душами живыми, распоряжаясь судьбами милли¬онов людей.
Писатель подчеркивает, что изображаемые им действующие лица представляют собой не какие-нибудь печальные исключе¬ния, а обыденные, широко распространенные характеры. Это те характеры, которыми «кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Описывая своих героев, Гоголь показывает их типичность. Читая, мы ловим себя на мысли, что где-то мы их видели, например: «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей… Они скоро знакомят¬ся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты… Они все¬гда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный».
Определив тот круг людей, к которому принадлежит Нозд¬рев, Гоголь развертывает яркую характеристику героя и потом
вновь возвращается к сопоставлению его с разного рода людь¬ми, которым он близок теми или иными сторонами своего харак¬тера: «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже чело¬век в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди, будет жать вам руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пе¬ред вашими глазами и нагадит вам… Такую же странную страсть имел и IIоздрев».
Изображая Манилова, Гоголь точно так же прибегает к спо¬собу сопоставлений: «Один бог… мог сказать, какой был харак¬тер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по сло¬вам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Мани¬лова». А далее, описывая различного рода страсти, увлекающие людей, Гоголь отмечает: «…у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». За его внешней «приятностью» ничего не сто¬ит, и эта внутренняя пустота как раз и является особенностью Манилова. Имя его стало нарицательным и в наши дни широко используется в отношении пустых мечтателей и фантазеров.
То же можно сказать и о Плюшкине — его имя тоже широко используется для характеристики определенного типа людей. Если мы хотим описать человека, для которого накопление ста¬новится единственной жизненной целью, то говорим про него: «Настоящий Плюшкин». Скупость Плюшкина — это уродливое порождение паразитического бытия. Характерным качеством этого героя является его стремление преуменьшить перед все¬ми размеры своего состояния, предстать человеком, который вынужден бедствовать.
Рисуя образ Коробочки, писатель оттеняет ее заурядность, обычность: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачут¬ся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а меж¬ду тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
Принадлежность к определенному роду людей Гоголь под¬черкивает и в характеристике Собакевича: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как то:
4 100 сочинений напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскоблив¬ши, пустила в свет, сказавши: “живет!”» В психологическом об¬лике героя, в его портрете писатель выделяет некоторые преоб¬ладающие черты, являющиеся как бы первоосновой характера.
И наконец, центральный герой поэмы, Чичиков, представля¬ет собой человека, вся энергия и неистощимая изобретатель¬ность которого направлена на приобретение богатства. Никакие трудности не могут остановить его на этом пути, и для него все методы хороши. Найти подход к каждому и очаровать для того, чтобы потом гнусно обмануть, обхитрить и обокрасть, — есте¬ственные для Чичикова поступки. Постоянная приспособляе¬мость этого героя отразилась даже на его внешности: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Эта внешняя обтека¬емость скрывает хитрую, скользкую натуру. Из всех героев по¬эмы Чичиков, пожалуй, наиболее опасен, поскольку его гораз¬до труднее распознать.
Таким образом, Гоголь широко использовал прием преувели¬чения отдельных черт образа. «Все тонкие, почти невидимые черты» мелких, пошлых героев писатель здесь выставлял «ярко и выпукло на всенародные очи», на всенародное осмеяние. Го¬голь специально старался показать характеры своих героев в их крайнем выражении для того, чтобы лучше были видны те че¬ловеческие типы, к которым эти герои относятся.