Замечательные
произведения A.M. Горького
уже давно стали признанными шедеврами не
только в России, но и в других странах мира.
В каждом из них слышится мысленная
перекличка героев, разделенных чуть ли не
столетием, героев Горького и современных
писателей. Среди богатых наблюдений за
действительностью Горький выделял самые
яркие, рождающие радость и горечь,
сочувствие и негодование. Как настоящая
творческая личность, он затрагивает в своих
произведениях самые высокие человеческие
стремления: к свободе, к познанию сущего.
Сегодня я хотела бы обратиться к роману
Горького, посвященному святой материнской
любви и самоотверженности, — роману “Мать”.
Героические
события революционного движения —
непременное условие, источник духовного
преображения горьковских героев. Однако
глубоко ошибочно проводить прямую аналогию
между идеями пролетарской освободительной
борьбы и ростом сознания действующих лиц
романа.
“Мать” —
художественное произведение: все здесь
определено человеческими
взаимоотношениями и характерами. Сами
герои живут психологически напряженно и
многогранно. А понять путь Ниловны можно
лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в
них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в
первоначальной зарисовке слободки
выделена главная черта
беспросветного существования рабочих — “застарелое
чувство подстерегающей злобы”, перед
которой отступали “одинокие искры
неумелой, бессильной мысли”. В
звероподобном поведении Михаила Власова
бессознательная тоска оборачивалась
беспредельно разросшейся, “наследственной…
болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией
Пела-геи Ниловны оказались страх,
замкнутость. И после смерти мужа для вдовы
потекла “странная, молчаливая жизнь,
полная смутных дум и опасений, все
возрастающих”. Сообщение сына о его
политической позиции уничтожило горе и
подозрение Ниловны, вызвав привычный для
нее отклик: “Опасаться надо людей —
ненавидят все друг друга! Живут жадностью,
живут завистью. Все рады
зло сделать”. Вот исходное душевное
состояние Власовой, тем более мучительное,
что ей приходится глубоко таить врожденные
чувства любви и нежности. Материнское
начало оскорблено, попрано жестокими
социальными условиями.
Внутреннее
действие романа начинается с первых
признаков возрождения женщины-матери, а
набирает высоту — в расцвете ее природного
дара любви. С ним писатель связывает
будущее человеческих отношений вообще.
Нередко поведение Ниловны объясняется тем,
что слепая привязанность ее к сыну
сменяется осмыслением революционных идей и
устремлений. Но это не совсем так. Для
Горького человеческое сознание основано на
мыслях человека, его эмоциях.
Мужание
Ниловны — борца — это мужание человека,
новые убеждения взращены самоотверженным
сердцем женщины. Материнская любовь —
почва, смысл ее революционной практики. На
первый взгляд, развитие сюжета в романе
продиктовано появлением в доме Власовых
Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова
и других. Но сколько здесь авторской
прозорливости в выборе психологической
ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла.
Чуткая Ниловна сразу это понимает,
проникаясь к ним участием. Сцена первого
знакомства с друзьями Павла по борьбе
успокаивает испугавшуюся было Власову,
позволяя впервые ощутить необходимость для
Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод
венчается
пробуждением у всех троих подлинной
радости дружеских, доверительных отношений.
Находка начинает мечтать о встрече с родной,
давно бросившей его матерью, прощая ей
невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить
трудно, научить человека добру еще труднее…”
Наташа тоже проникается к Ниловне полным
доверием.
Изменяется
и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и
чувствует все по-другому, по-новому. Ее
размышления и мечты о жизни становятся
сходными с мечтами молодежи. Лишь
озлобленный и мрачный Николай Весовщиков
воспринимается здесь резким диссонансом.
Этого человека Ниловна долго будет
чуждаться.
Далее в
романе следует развитие отношений Власовой
с новыми товарищами сына. Знакомство с
другими членами кружка вызывает у Ниловны
неоднородные чувства и раздумья, и они,
пусть даже разные по характеру люди,
одинаково интересуют ее. Некогда одинокая,
отчужденная от людей, мать начинает жить
эмоционально насыщенно.
Влечение
Ниловны к человеку воспринимается как
восстановление естественных, здоровых
проявлений личности. Встрепенулась душа
бедной женщины, открыв для себя добро и
красоту. Но тем болезненнее переживает
теперь она опасность, угрожающую сыну и его
друзьям. Так перед Ниловной встает главный
вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет
не
единственным, ведь для героев романа
программа борьбы только зарождается, и их
ждет еще множество испытаний: это и аресты
Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни.
Проходя через все это с огромной
материнской любовью в сердце, Ниловна
находит ответ на вопрос: “Можно ли любить
без веры? Нет!” Чистое чувство всегда
основано на вере, сопряжено с душевной
чистотой, самоотдачей. Только поэтому
рождаются небывалые силы человека. Ниловна
не разделяет любовь и жалость. Жалость
здесь не унизительная забота о слабом, а
результат глубокого понимания испытаний,
трудностей, выпавших на долю сильных.
Гордиться ими и помогать — вечные основы
любви, в том числе и материнской.
В
переживаниях и раздумьях героев романа
есть и немало созвучного нашим
современникам, а сам роман будет актуален
до тех пор, пока жива на Руси простая
русская женщина с большой и искренней
любовью в сердце, которой Богом завещано
быть на земле Матерью.