Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

Сочинение на тему «Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)»

Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — «Мертвые души». Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души». Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно «Мертвые души», я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни. Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова- Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях. Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноз- древ показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные «мертвые души». Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее, пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал мертвые души.
«Мертвые души» — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, «люди низкого класса» изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее непрестанном историческом движении. «Мертвые души» принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги.