Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Чичиков как романтический герой (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души")

Сочинение на тему «Чичиков как романтический герой (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)»

Вне всякого сомнения, образ Павла Ивановича Чичикова не исчерпывается только сатирическим его содержанием. Чичиков есть также образ романтический. Более того, способный па поступки, не мотивированные сатирической логикой поэмы и поэтому пс объясняемые ею. Вероятно, рассмотреть романтические стороны характера Чичикова можно со стороны противоречия «джентльмен — разбойник». Такое противоречие всегда находится в центре философии романтической личности и составляет се содержание.

У Пушкина это выражено явно, например, в образе Дубровского, где джентльмен и разбойник соединяются в одном лице. Та же конкретика у Достоевского в образах Раскольникова и Свидригайлова. У Гоголя это менее явно и поэтому менее заметно. Биография героя полна пародийных ассоциаций, но это не важно, поскольку пародийная ассоциация — только вывернутая наизнанку серьезная.

Во-первых, Чичиков романтический герой светского плана. Подвыпив, он стал читать Собакевичу «послание в стихах Вертера к Шарлотте». Это же подчеркивает и письмо к нему неизвестной дамы.

Во-вторых, Чичиков романтический гусар. Он собирается увезти дочку губернатора.

В-третьих, он романтический разбойник: он врывается к Коробочке ночью во время дождя.

В-четвертых, Чичиков демоническая личность. Он будто бы Чичиков, а на самом деле не Чичиков. Он Наполеон, которого «выпустили… с острова Елены, и вот он теперь пробирает» я в Россию». По словам дамы, приятной во всех отношениях, Чичиков напоминает «Рииальда Ринальдина». Он, по странной ассоциации идей в голове; почтмейстера,— капитан Копейкин, несмотря на то, что руки и ноги у Чичикова на месте. Он же — производитель фальшивых ассигнаций.

В-пятых, Чичиков — Антихрист. После идентификации Наполеона с Чичиковым следует рассказ о предсказании пророка, который «пришел неизвестно откуда… и возвестил, что Наполеон есть антихрист». Пророк за предсказание попал, как и следует, в острог.

Таким образом, можно отметить, что в образе Чичикова сходятся персонажи, завещанные пушкинской традицией, светский романтический герой, денди и разбойник. Это косвенно подтверждает сходство Чичикова и Наполеона, которое на самом деле лишь пародийная цитата из «Пиковой дамы» Пушкина: у Германна «профиль Наполеона».

Однако дело не ограничивается литературной пародией: Гоголь неоднократно находил ничтожное и обыденное страшнее, чем величественное зло искусства. Чичиков антигерой, антизлодей, антиразбойник — человек без признаков, чиновник среднего класса, не толстый, не тонкий, оказывается истинным Антихристом, которому предстоит завоевать весь свет. Он состоит из литературных проекций. Но, впитав в себя все романтические образы, он их обесцветил, лишил их истинной ценности. В наибольшей мере он связан с Германном из «Пиконой дамы», однако из всего романтического он сохранил лишь безнадежную прозу авантюризма ради денег.

И все же гоголевский герой имеет надежду на возрождение, потому что дошел до предела зла п его крайних проявлениях. Сопоставление Чичикова и разбойника, Чичикова и Наполеона, Чичикова и Антихриста делает первого фигурой политической, снимает с него ореол литературного благородства. Зло дается не в чистом виде, а в самых мелких и ничтожных его формах. Это своеобразное пародийное измельчание образа. Но именно в этом крайнем измельчании и беспросветности зла таится, по мнению Гоголя, возможность столь же полного и абсолютного возрождения. Это органически связано с христианством и составляет одну из основ художественного мира «Мертвых душ». И это роднит Чичикова с традициями нравственного обновления героев в последующей отечественной литературе.