«На дне» — это одно из лучших произведений российско-советского писателя Максима Горького. Написанное более века назад, оно до сих пор не теряет своей актуальности хотя бы потому, что пьеса раскрывает фундаментальные философские и социальные проблемы. В частности, один из главнейших вопросов, которым мы задаемся, читая пьесу, это вопрос: «Что лучше: сострадание или истина?»
Все обитатели ночлежки — это различные по своим убеждениям люди. У всех у них разное прошлое, разные убеждения, разные идеалы. Кто-то мечтает о свободе (Клещ), кто-то — о любви (Настя), а кто-то — уже ни во что не верит (Сатин). Но все они пытаются решить одну проблему: проблему истины.
Эта фундаментальная проблема в ярком виде встает перед обитателями ночлежки с появлением Луки, который «лжет» направо и налево героям, отчаявшимся в поисках смысла жизни. Эти люди, у которых нет ничего в настоящем и у которых нет надежды на будущее, наконец, благодаря лжи Луки, обретают веру. Но сам Лука ни во что не верит. Он рассказывает обитателям притчу о человеке, который смысл своей жизни вкладывал в поиски земли обетованной. Однако мечты и вера этого человека были разрушены ученым, доказавшим, что никакой праведной земли нет. В итоге, несчастный человек, потерявший веру, покончил жизнь самоубийством.
Тогда для чего нужна истина, спрашивается? «Правда-то не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…» — этими словами Лука выразил свою позицию. Сострадание — вот то, что нужно человеку, особенно человеку «на дне». «Видно вранье-то… приятнее правды» — соглашается с Лукой Наташа.
Но им противостоят те, кто предпочитают принимать правду такой, какая она есть. Те, кто принимает мир со всей его абсурдностью, кто не желает лгать ни людям, ни самому себе. Эту позицию ярчайшим образом выражает Сатин, дважды произносящий громогласные монологи. «Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» Для него ложь создана лишь для тех, кто потерял самоуважение, тех, кто сдался и ищет смысла жизни в мире фантазии. С одной стороны, «кто слаб душой — тем ложь нужна», а с другой Сатин задается вопросом «Что такое правда?», и тут же отвечает: «Человек — вот правда!». Сатин принимает всю бессмысленность его мира, даже — мира в целом. Он не желает сдаваться, как бы абсурдна не была сама идея. Сатин хочет продержаться до самого конца, не теряя чувства самоуважения. «Человек — выше!» — восклицает он, человек выше самобичевания.
Но финал пьесы драматичен. Лука, его философия, терпят крах. Актер, казалось, обретший веру, вешается на засохшем дереве. Ваську Пепла сажают в тюрьму. Наташа оказывается в больнице. Проповедь сострадания не смогла изменить жизни героев.
Но и философия Сатина также не может просуществовать. «А что же дальше?» — задаются они вопросом, на который нет ответа. Мир обитателей ночлежки наполнен чувством безнадежности. Герои не смогли никуда прийти. Ни истина, ни сострадания не принесли им желаемого облегчения.