Объективное воспроизведение действительности было главной
художественной задачей А. П. Чехова. Герои писателя, как правило,
пассивны, а их идеалы и высокие мечты терпят крах при встрече
с жизненными препятствиями.
Тема «футлярной жизни» в рассказах Чехова приобретает различные
оттенки, так как шаблоны, футляры, стереотипы мышления
и поведения разные у каждого героя.
В рассказе «Человек в футляре» футляр носит социально-политическую
окраску. Футляром здесь является страх перед жизнью,
«не запрещенной окончательно, но и не разрешенной вполне». Вся
художественная логика, поэтическая конкретность образов рассказа,
внутреннее содержание направлены против либерального футляра,
холодного нежелания посмотреть в лицо действительности. Чехов
раскрывает суть философии «малых дел», прикрывающей равнодушие
к главным жизненным вопросам.
Рассказ о гимназиях и городе, охваченном страхом, который внушал
им ничтожный человек, вобрал в себя признаки целой эпохи в жизни
всей страны за полтора десятилетия. В рассказе нашла отражение
вся Россия эпохи Александра III с разгулом шпионажа, доносов.
Обрисовка образа главного героя — Беликова — идет от характерно-
психологического к социальному, к проявлениям природного в
общественной жизни. Образ Беликова очень необычен: в его описании
нет ничего человеческого: «Он носил темные очки, фуфайку,
уши закладывал ватой и, когда садился на извозчика, то приказывал
подымать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное
и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой,
создать себе, так сказать, футляр, который бы уединил его, защитил
бы от внешних влияний».
Художественная деталь, которая является основным художественным
приемом, — футляр, даже мысль свою герой «старался спрятать
в футляр».
Весь рассказ представляет собой историю чуть было не состоявшейся
женитьбы Беликова на Вареньке Коваленко. Эта краснощекая,
шумная девушка — словно сама жизнь рядом с мрачным и угрюмым
Беликовым. В этой части рассказа сталкиваются два контрастных
начала: жизни и смертельной заразы. Столкнувшись с жизненной
силой, «человек в футляре» начинает понимать и чувствовать, что
теряет оболочку, что ломаются его жизненные устои. И Чехов прерывает
жизнь своего героя показывая, что больше ему ничего не
остается, как умереть. В гробу Беликов «достиг своего идеала».
Таким образом, «футлярная жизнь» обличается автором не только
на уровне отдельных личностей, но и всего государства. «Человек
в футляре» — не только картина жизни русской провинции в конкретную
эпоху. Этот рассказ отражает проблемы общечеловеческого
значения.
Рассказ «Дама с собачкой» — продолжение темы «футлярной жизни».
Для героев этого произведения футлярной оболочкой являются обстоятельства
и обязанности, которые накладывает на них жизнь. «Это
были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили
жить в отдельных клетках».
Если «Человек в футляре» является первым в цикле, то последнее
произведение о «футлярной жизни» — «Ионыч».
В начале произведения доктор Старцев предстает как молодой
человек, в котором еще теплится надежда на лучшее. Но уже тогда в
его характере можно заметить отрицательные черты и наклонности.
Это и раздумья героя о большом приданом, и мысль: «А к лицу ли ему,
земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать
записочки, таскаться по кладбищам?»
Важно рассмотреть композиционный прием, к которому прибегает
Чехов в этом рассказе. Автор прослеживает две основные линии:
постепенный рост материального благополучия Старцева и его
моральную деградацию. Ведь уже в конце рассказа герой абсолютно
равнодушен к жизни (он радуется, что не женился, забывает о предмете
своей любви).
Старцев не захотел возрождаться, его устраивало существование,
которое он вел. Отсюда началось окончательное падение и духовная
деградация, и он, в конце концов, пришел к печальному состоянию,
когда единственным его развлечением стало перебирание денег, полученных
за день.
На примере доктора Старцева Чехов стремится показать взаимодействие
слабого и пассивного характера с обнищавшим духовно
обществом и влияние этого общества на человека, неспособного
к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Чехов рисует безотрадную картину утраты человеком своих
духовных богатств, потери своего «я».